Новое социологическое исследование «Правовой инициативы» показывает, что российское законодательство не способно защитить от сексуальных домогательств. Это лишь одна из форм насилия, которую в нашем обществе принято недооценивать, так как она меркнет на фоне других, более серьезных преступлений — к такому выводу пришли эксперты.
Все еще табу
Несмотря на то, что в последние годы в России все чаще стали поднимать тему сексуальных домогательств, для многих эта проблема по-прежнему остается табуированной. Новое социологические исследование «Правовой инициативы» носит название «Не молчи! Не бойся! Не вини себя!». Как отмечают авторы доклада, именно так советуют другим поступать женщины, пережившие сексуальное насилие.
Исследование было проведено старшим юристом «Правовой инициативы» Юлией Антоновой и начальником отдела организации защит диссертаций Управления аспирантуры и докторантуры РАНХиГС Юлией Гимазовой. В его основе анализ интервью 36 женщин (переживших как сексуальные домогательства, так и разные виды насилия), а также 19 экспертов, занимающихся данной проблемой. Интервью проводились в шести субъектах России: Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии, Чечне, Санкт-Петербурге и Ульяновске.
По словам авторов, исследование посвящено систематическому и системному сексуальному, психологическому и экономическому насилию, с которым в течение всей жизни сталкивается большинство девочек и женщин в России. Сексуальные домогательства в данном контексте стоит рассматривать лишь как часть этой масштабной проблемы. Большинство интервьюируемых женщин хоть и сталкивались с такими нежелательными действиями в свой адрес в образовательной и профессиональной областях, но не всегда придавали им существенное значение только потому, что до этого пережили нечто гораздо более страшное.
«Уровень насилия в отношении женщин, с которым они сталкиваются на протяжении всей жизни, безусловно поражает. Пострадавшие готовы рассказывать о своем опыте, надеясь, что это может кому-то помочь и изменить ситуацию в целом. Зачастую женщины, пережившие сексуальное насилие (изнасилование и попытки изнасилования), длительное домашнее насилие — не воспринимают домогательства как реальную проблему, она не кажется им такой острой и насущной на фоне другого, более тяжелого опыта. Многие из них еще и не пережили, не проработали его, так как не обращались ни за какой помощью, ни к кому. Боялись этим поделиться, опасаясь обвинений», — рассказала «МБХ медиа» одна из авторов доклада Юлия Антонова.
Преступлением не считается
Из ответов респонденток, которые приняли участие в исследовании «Правовой инициативы», следует, что самыми распространенными формами сексуальных домогательств в России являются предложения интимного характера женщинам-подчиненным, непристойные заигрывания, шутки, намеки, демонстрация мужчинами половых органов, рассылка электронных сообщений интимного характера, иногда вкупе с угрозами и шантажом, попытки склонить к сексуальным действиям в общественных местах, нежелательные прикосновения.
«Большая часть пострадавших не может провести четкую грань между флиртом и домогательствами и между домогательствами и насилием. Они это делают скорее интуитивно и не понимают, когда заканчивается одно и начинается другое. Но все они сходятся в одном — нежелательности для объекта оказываемых ему знаков внимания», — говорится в докладе.
Треть историй, рассказанных женщинами, не относится к сексуальным домогательствам, а является прямым и довольно тяжелым нарушением Уголовного кодекса. Интервьюируемые рассказывали о побоях, изнасилованиях и даже убийствах.
Всего в ходе исследования были выявлены 75 случаев сексуальных домогательств или иных форм насилия. При этом 31 из 36 респонденток никогда не обращалась в правоохранительные органы, объясняя это недоверием к сотрудникам полиции. Также среди причин своего молчания женщины называли правовую незащищенность по сравнению с мужчинами, более низкий социальный статус (особенно на Северном Кавказе), нежелание повторно переживать «ужас происшедшего» во время следственных действий и судебного разбирательства, боязнь предать свое имя огласке, страх быть обвиненной в провокации.
«Только в двух случаях из 75 выявленных в ходе исследования обидчики были привлечены к уголовной ответственности, — написали авторы доклада. — При этом данные эпизоды не подпадают под категорию сексуальных домогательств, так как речь идет в одном случае о систематическом сексуальном насилии в отношении несовершеннолетней, во втором — об изнасиловании, избиении группой лиц, преследовании». Стоит оговориться, что эксперты учитывали не только личные истории пострадавших, но и случаи, произошедшие с их родственниками или знакомыми.
Женщины не обращаются за помощью не только из-за собственного страха, но и потому что в России отсутствуют юридические средства защиты от сексуальных домогательств. В российском законодательстве существует только одна статья 133 УК (понуждение к действиям сексуального характера), по которой в некоторых случаях теоретически могут быть привлечены агрессоры. Однако она не способна обеспечить адекватной правовой защитой пострадавших от сексуальных домогательств, и на практике применяется довольно редко. За вычетом этой статьи область сексуальных домогательств в России никак не урегулирована.
По данным Судебного департамента при Верховном суде России, в 2019 году по 133-й статье к уголовной ответственности привлекли всего 30 человек, из которых только семь были осуждены и лишены свободы. Максимальный срок по ней составляет всего один год. За понуждение к действиям сексуального характера несовершеннолетних наказывают строже — до пяти лет лишения свободы.
«Привлечение обидчика к юридической ответственности достается жертве высокой ценой. Ей приходится пробираться через джунгли непонимания, негатива, ее постоянно отговаривают, даже угрожают. По вопросу справедливости и достаточности мер ответственности для обидчиков в российском праве мнения экспертов разделились. Половина из них считает действующие в России правовые санкции достаточными, но при условии их строгого и надлежащего соблюдения. Вторая половина экспертов утверждает, что наказание за домогательства должно быть более суровым. Часть экспертов обращает внимание на нечеткость и размытость действующих правовых мер ответственности и невозможности их применения на практике», — говорится в публикации.
На работе, в школе, в университете
Как показывает исследование, около 30% респонденток сталкивались с разными формами сексуальных домогательств в общественных местах. О приставаниях на работе сообщили также 30% опрошенных. На рабочем месте женщин склоняли к интимной связи, присылали им сексуальные видеоролики, преследовали, шантажировали оглаской ситуации и увольнением. Одну респондентку попытались изнасиловать. Около 10% случаев домогательств, упомянутых в исследовании, произошли во время учебы в вузе и прохождения студенческой практики.
Почти 50% интервьюируемых подвергались множественным видам насилия различной степени тяжести, но далеко не все из них осознают, что эти действия являются сексуальным домогательством или другой формой насилия. Кроме того, 30% рассказанных историй напрямую касались сексуального и физического насилия — практически половина из них произошла с девушками в несовершеннолетнем возрасте.
Среди причин, которые приводят к распространению сексуальных домогательств в России, в «Правовой инициативе» называют гендерные стереотипы и установки, консервативно-патриархальные тенденции во внутренней политике страны, отсутствие культуры нулевой терпимости к насилию, презумпцию «виновности жертвы» и табуированность темы, которая заставляет пострадавших молчать.