В Ярославле заканчивается процесс по второму эпизоду «Ярославского дела» о пытках в местных колониях. Заволжский районный суд вынес приговор бывшим сотрудникам ИК-8 Сардору Зиябову и Дмитрию Никитенко.
За избиение заключенных в коридоре штрафного изолятора Зиябов получил 4 года колонии общего режима, а Никитенко дали 3 года и освободили в связи с отбытием наказания. По основному эпизоду, избиению заключенного Евгения Макарова, заседания еще идут. «МБХ медиа» рассказывает, что нужно знать о деле и его эпизодах.
«Суслики бегут!»
29 ноября 2016 года в штрафном изоляторе ИК-1 в Ярославле проходили «обысковые мероприятия» — инспекторы искали запрещенные предметы и хотели подстричь заключенных. При выходе заключенных из камер, командированные сотрудники соседней колонии Сардор Зиябов и Дмитрий Никитенко прогоняли их через коридор и попутно избивали ногами и дубинками. «Суслики бегут! Плохо бегут, надо поторопить! Пожестче с этими, Сардор!» — инспекторы называли заключенных «сусликами» от названия блока строгих условий содержания (СУС).
Камеры в коридоре изолятора в этот день не работали, но один из сотрудников колонии, Кирилл Скороход, записал часть избиения на видеорегистратор. Позже запись попала правозащитникам из фонда «Общественный вердикт», на ее основе СК возбудил дело о превышении полномочий.
Зиябов и Никитенко долгое время находились под стражей — 23 июля их перевели под домашний арест. Свою вину они не признают до сих пор. Зиябов говорил, что должен иметь право на применение силы в отношении заключенных, а против него работают иностранные агенты — фонд «Общественный вердикт» и лично адвокат потерпевших Ирина Бирюкова.
Защита обвиняемых уверяла, что правозащитников финансировал Михаил Ходорковский, и они придают дело огласке «не в интересах России». Обвинение запрашивало Зиябову и Никитенко 6 и 5 лет колонии общего режима.
Воспитательная работа
Эпизод, с которого началось «Ярославское дело», до сих пор рассматривается в суде. На скамье подсудимых — 14 бывших сотрудников ИК-1, они обвиняются в избиении заключенного Евгения Макарова. Мужчину избили 29 июня 2017 года в классе воспитательной работы — якобы за «плохое поведение» в отношении сотрудников. Они втоптали в пол письмо от матери заключенного. Макарова били по ступням резиновой дубинкой.
10-минутная запись избиения — тюремщики называли его «воспитательной работой» — тоже попала на видеорегистратор. Сами инспекторы говорили, что видео они отправляют «наверх», к руководству УФСИН по Ярославской области. Через год запись попала к адвокату Макарова, Ирине Бирюковой, и по ней СК возбудил уголовное дело.
Некоторые подсудимые признают вину, но оговариваются, что не хотели избивать заключенного, просто не могли ослушаться руководство. Сейчас по делу уже осужден один из сотрудников, Сергей Ефремов. Он признал вину, сотрудничал со следствием и получил 4 года колонии общего режима.
Условный срок за извинения
Уже закончились слушания по двум эпизодам. К условному сроку приговорили фигурантов дела об этапировании заключенных в ИК-1 Максима Яблокова, Владислава Писаревского и Романа Оныпу. Их осудили за избиение заключенных, только попавших в колонию; больше других пострадал Хасдин Муртазалиев.
Яблоков признал вину и заключил со следствием соглашение — позже суд посчитал, что его условия не были выполнены, но вновь назначил условное наказание. Писаревский и Оныпа раскаялись и извинились перед заключенным, а на этапе следствия написали явку с повинной. Представители потерпевшего считают условный срок слишком мягким наказанием.
Раньше остальных осудили бывшего тюремщика Владимира Костюка — он ударил по голове заключенного Павла Соколова, который незадолго до этого перенес тяжелую операцию. Костюк признал вину, раскаялся и получил 3,5 года условно.