Пик эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Китае миновал еще в середине марта, и жители мегаполисов начали постепенно возвращаться к привычной жизни. Одна из главных угроз теперь — вторая вспышка инфекции. За последние сутки в стране выявили 108 случаев заражения коронавирусом, из них 98 — привезенные. При том, что всего сейчас заболевших коронавирусом в Китае 1378.
Местное население очень боится заразиться, поэтому старается избегать контактов с не-китайцами, и не только представителями других рас — проблемы возникают и у других азиатов, не владеющих языком. Мы поговорили с иностранцами в Китае и узнали, почему их не пускают в рестораны или бары, выселяют из гостиниц и кому приходится тяжелее всего.
Эпидемия коронавируса породила вспышку ксенофобии и агрессии по отношению к азиатам по всему миру, но с сокращением числа заболевших в Китае ситуация изменилась в обратную сторону. Теперь европейцев не пускают в заведения, а африканцев и афроамериканцев вообще выселяют из съемных апартаментов и отелей. Это при том, что Китай закрыл границы на въезд для иностранцев еще 27 марта и у любого въехавшего иностранца с тех прошел бы инкубационный период.
Выгоняют из магазинов и не пускают в транспорт
Виктория живет и учится в Шанхае второй год. Она рассказала «МБХ медиа», что дискриминация приезжих в Китае началась примерно две недели назад. Сейчас ее не пускают в клубы и даже пытались выгнать из жилого комплекса. «Я живу в этом ЖК год и в тот момент я просто ждала моего парня, пока он вынесет мне зонт. Охранник пытался заставить меня уйти и успокоился только когда увидел регистрацию. Иногда люди отсаживаются от меня в метро, — сообщила девушка. — Очень сильной дискриминации конкретно к себе пока не ощущала. Но, во-первых, я очень хорошо говорю по-китайски и не очень похожа на иностранку с первого взгляда. Во-вторых, Шанхай — немного особенный город, тут все более воспитанные и все более менее адекватно».
Девушка отмечает, что у китайцев теперь редко проверяют «код здоровья» — персональный пропускной документ, QR-код, в котором отражены данные о том, не болел ли человек и когда в последний раз бывал за границей. У иностранцев код сканируют обязательно. «А то, что 90% приезжих — китайцы и есть, и их и надо проверять, им все равно. Эта статистика причем именно китайскими источниками и была предоставлена», — рассказывает Виктория.
По словам девушки, в других провинциях все хуже. Ее подругу в маленьком городе на севере страны могут выгнать из торгового центра или не пустить в автобус, хотя из информации при сканировании кода известно, что она три месяца была на карантине внутри страны. Виктория сначала предполагала, что такое отношение китайцы проявляют только к людям европейской внешности, но даже в Шанхае бывают случаи такого отношения и к корейцам.
Видео, которое она сняла, когда они пытались пройти в магазин. Нету китайского 身份证(айди карта)? Идите нафиг. pic.twitter.com/LrcqlQVOPC
— 小艾 (@reinamirai1) April 9, 2020
«Я не хочу призывать людей ненавидеть Китай и китайцев, такие люди есть везде, просто на фоне вируса случилось такая истерия», — предупреждает девушка. Она написала в твиттере тред на тему ксенофобии и получила много негативных комментариев.
Другая жительница Шанхая, Елена, также подтвердила «МБХ медиа», что в стране усилились ксенофобские настроения. «На прошлой неделе меня и подругу отказались обслуживать в ресторане без объяснения причин. Три недели назад к нам в гости приходила подруга, на входе в компаунд ее спросили, откуда она. После того, как она ответила, что из США, ее отказались пропускать. Пришлось долго объяснять, что она все время с начала ситуации с вирусом находилась в Шанхае, а в Америке не была уже больше года. После долгих споров ее все-таки пустили», — рассказала девушка.
Фото: вход в супермаркет иностранцам (читайте: белым и темнокожим) запрещён до конца эпидемии. «Надеемся на понимание!» pic.twitter.com/XtR3JE3Sg6
— 小艾 (@reinamirai1) April 9, 2020
Мария из Гонконга рассказала «МБХ медиа», что в их городе отношение к иностранцам не поменялось, но ее друзья на материковом Китае подтверждают, что им приходилось сталкиваться с дискриминацией.
Повторный карантин и отказ в заселении в отели
Двое граждан России рассказали, что им отказывали в заселении в отель даже после того, как они пробыли на 14-дневном карантине на территории Китая. Генеральное консульство России в Гуанчжоу разместило список гостиниц, с которыми им удалось договориться о размещении россиян, но эти меры были приняты не сразу.
В том же Гуанчжоу, где находится самая большая африканская община в Китае, несколько сотен африканцев оказались выселены из гостиниц и квартир. Они считают, что подверглись дискриминации из-за того, что местный департамент здравоохранения проводит массовое тестирование иностранцев в городе. Некоторых из них отправили на повторный принудительный карантин, другие же остались на улице. Африканцы не могут найти другое жилье или поселиться в отель, так как их считают потенциальными разносчиками коронавируса.
«К моей коллеге из ЮАР пришли домой, велели провериться и сесть на карантин, хотя никаких оснований нет — она находится в стране более месяца», — рассказывает Мария. Также дома у ее знакомой проверяют чистоту, а ее знакомого афроамериканца, который очень давно живет в Китае, отказывались пускать в жилой комплекс, в котором он живет больше года. Девушка считает, что такое отношение к чернокожим может быть связано с недавними новостями: гражданин Нигерии с подтвержденным коронавирусом пытался покинуть карантин и покусал медсестру.
11 апреля группа послов африканских стран в Китае написала открытое обращение к правительству страны. Представители дипмиссии США также выпустили предупреждение для чернокожего населения Китая и обвинили Пекин в дискриминации. Несмотря на широкий общественный резонанс, власти КНР опровергли массовое выселение чернокожих.
При этом, по словам Марии, расизм в Китае — очень редкое явление и в целом к иностранцам в стране относятся хорошо. В КНР довольно много «смешанных» пар и часто можно встретить, например, китаянку с чернокожим партнером.
Друзья Марии, среди которых, в том числе китайцы, организовали сбор помощи африканцам, оставшимся на улице. Они покупают для них воду и продукты — фрукты, овощи, йогурты, хлеб — а также воду, приносят теплые вещи. Этим людям не только негде ночевать — их не обслуживают даже в фаст-фуде и супермаркетах.
Ответная ксенофобия и комиксы
В китайских соцсетях стал популярен комикс «Виды иностранного мусора». В нем пропагандируется расизм, утверждается, что приезжие, а на картинках именно представители других рас, приезжают в страну, чтобы заражать и даже морально разлагать китайцев. За это, по сюжету, местные жители в защитных костюмах отправляют их за это в мусорные баки. После многочисленных жалоб паблики начали удалять комиксы и приносить извинения, но их все еще можно встретить в китайском сегменте интернета.
Перевод:
(— Что это за вид мусора? — Этот нелегал приехал в Китай, чтобы спрятаться от пандемии, но попался. — Это отвратительная комбинация ничтожности и эгоизма. Представь, сколько наших жизней будет в опасности, если эти люди добьются своих злых целей. Бросай его в мусорный ящик.
— Во имя всего человеческого, пожалуйста, спасите нас. — Не неси чушь. Мы помогаем потому, что хотим, а не потому, что должны.
— Давай посмотрим на новый мусор, который ты принес. — Желавший показаться большой шишкой белый парень, никому не нужный у себя в стране, пытался совратить китаянок, предлагал им деньги и секс. Порядочная сволочь. Оскверняет наш народ и превращает их в животных. Опасный мусор — без вариантов!)
Виктория из Шанхая не считает, что ксенофобия китайцев может быть ответной реакцией на то, как в начале эпидемии относились во всем мире к азиатам. «Это (ксенофобия в Китае — “МБХ медиа”) началось только недавно, когда в Европе и Америке резко подскочили цифры. Это реальный страх. Их можно понять, но мне кажется, это перешло все границы», — считает девушка.
Мария обращает внимание, что жители не бьют и редко ущемляют иностранцев, а большинство ограничений связаны с административными решениями властей и владельцев бизнеса — ресторанов, гостиниц. По мнению девушки, внезапное появление расистских настроений — результат государственной политики и паника в СМИ.