in

«Не каждый парень меня осилит»: девушка из Тольятти год добивается права служить в армии

Яна Сургаева. Фото: личная страница Вконтакте

 

 

Яне Сургаевой из Тольятти в апреле исполнится 23 года. Она с детства занимается спортом и стрельбой. В 2018 году Яна решила служить по контракту, мечтала попасть в спецназ ГРУ. Но в военкомате ей сказали, что девушек не берут. С тех пор она и несколько ее единомышленниц борются с гендерной дискриминацией на военной службе. Они подают иски против Министерства обороны и Росгвардии. 25 апреля, почти в день рождения девушки, Верховный суд рассмотрит Янин иск. Сургаева рассказала «МБХ медиа» о том, что привело ее в военкомат и что движет ею в борьбе за право служить.

Откуда и когда у вас появилась идея пойти в армию?

— Это идет еще с детства, когда я хотела учиться в суворовском или в кадетском училище, но родители не предоставили такой возможности, говорили, я не выдержу. Уже во взрослом возрасте я решила осуществить свою мечту. В 2018 году я увидела объявление о том, что идет набор «граждан» для службы по контракту. Не было указано, что берут только мужчин. Я пришла в военкомат, меня спросили: «Вы куда?» – «В приемную комиссию», – «Зачем?» – «Хочу служить по контракту». На меня посмотрели как на дурочку, пропустили в кабинет, там мне удивленным голосом сказали, что девушек не берут, нет должностей. А на тот момент я ничего не знала, ничего не понимала, развернулась и ушла.

— Как вы нашли девушек, оказавшихся в похожей ситуации?

— После отказа в военкомате я наткнулась на похожий пост во «ВКонтакте» о том, что идет набор. Это наш нынешний представитель Дмитрий Третьяков, местный активист, набирал девушек, чтобы показать, что большое количество девочек хочет служить по контракту. Дмитрий оперирует законами, пишет нам иски, а потом находит адвокатов.

Яна Сургаева. Фото: личная страница Вконтакте

— Сколько по объявлению набралось девушек?

— Больше 20, но потом многие слились из-за того, что нам отказывали все военкоматы и мы решили судиться, девочки говорили, лучше, грубо говоря, коров доить. Нас осталось пятеро.

— Как вы начали бороться за право служить?

—Я не знала, что отказ должны были письменно задокументировать, оформить, когда мы начали жаловаться, проверки были безрезультатны, ведь никаких подтверждений, что мы вообще там были, нет. Нам отвечали, что нарушения были исправлены, девочки даже отправляли запрос в военную часть с просьбой дать обратную связь, но никакого ответа не было, потом тоже была проверка и «устранение нарушений». В общем, полное бездействие. В суде всех нас представляю я, так как Верховный суд принял только мой иск, а подавали изначально три. Осенью мы прошли районный суд, но разрешать нам служить в армии было не в их полномочиях, ссылались на приказы, направили в Верховный суд осенью, рассмотрение будет 25 апреля. Нам сказали, что секретные приказы Минобороны ограничивают военную службу женщин, но в то же время не запрещают. В список военных должностей входит снайпер, танкист, артиллерист, механик и так далее. Но это наше дело, где и кем работать. У нас же свободная страна. Если мужчины могут, значит, и женщины могут.

— А сами вы кем хотите служить?

— Я целенаправленно шла в стрелки. В городе у нас две части: стрелковые войска Росгвардии и военное училище спецназа ГРУ, вот туда-то я и хотела попасть. Но для этого сначала нужно пойти в военкомат.

— Вы раньше имели дело с огнестрельным оружием?

— Да, но профессионально не занималась, только любительски.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

?

Публикация от Янка Сургаева (@surgaeva_yanka)

 

— Что скажете о своей физической подготовке?

— Я с детства занимаюсь спортом. Футбол, кикбоксинг, гандбол, хоккей. Не каждый парень меня осилит. Не помню, какой канал приезжал нас снимать, но я поднимала мужчину на руки. Он был выше меня ростом, весил явно больше, килограмм 80 с чем-то. Я с легкостью подняла его на руки и опустила обратно.

— Родители изменили свое мнение после того, как ваш иск направили в Верховный суд?

— Мама видит, что я стараюсь, сейчас она гордится, что я стою на своем и не сдаюсь, поддерживает, потому что я в какой-то степени пошла против России.

— Чего вы ожидаете от ВС, если есть некие ограничительные приказы?

— Я жду положительного результата, что нас наконец услышат. Я хочу, чтобы девушки занимались чем хотят.

— Военная служба это «не женское дело»?

— Я так не считаю. Все девушки разные по физической подготовке, телосложению, жизненным ценностям. Кто-то хочет создать семью, как многие пишут в комментариях, женщина должна готовить, рожать и так далее, если твоя женщина так делает, держись за нее, флаг тебе в руки. Но есть девушки, которые такого не хотят, я, конечно, не говорю, что не хочу семью, детей, я хочу, но свою жизнь я хочу строить по-своему. Я считаю, что один единственный путь — это неправильно. Понимаете, я хочу дойти до конца, показать всей России, что женщины могут не только борщи готовить и детей рожать, что в стране есть девушки, которые хотят заниматься чем-то, не вписывающимся в нормы поведения, старообрядческие заповеди, в общем, в установки о том, что женщина — «хранительница очага».

— Когда речь заходит о равенстве, о феминизме, мужчины, которым эти идеи чужды, сразу возмущаются: «Хотите равенства? Идите в армию». Вы феминистка? Ведь то, о чем вы говорите, это же чистой воды феминизм.

— Многие парни косят от армии, а тут девушки рвутся, и им не дают. Эти же парни кричат в комментариях: «Дебилки!». По-всякому называют. На самом деле, если честно, я даже не знаю, что такое феминизм.

— Феминизм — это политическое движение за равенство между мужчинами и женщинами, за выравнивание этих прав, потому что, как мы видим вот хотя бы на вашем примере, равенства мы не достигли.

— Буду теперь знать, для меня это новое слово.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.