Выпущенный к годовщине гибели парома «Эстония» документальный фильм «„Эстония” : находка, которая меняет все» может привести к новому расследования обстоятельств одного из крупнейших кораблекрушений в Балтийском море. Кадры четырехметровой пробоины ставят под сомнение выводы официальной международной комиссии. Эстония призывает к новому расследованию причин трагедии, одной из версий возникновения пробоины называют столкновение с шведской подводной лодкой.
Паром «Эстония» ушел под воду в ночь с с 27 на 28 сентября 1994 года в 22 милях от финляндского острова Уте. Во время кораблекрушения погибло и пропало без вести 852 человека из 989 находившихся на судне пассажиров и членов экипажа. Официальной причиной признана поломка креплений носового визора — ворот судна, открывающихся для приема грузов — и сильный шторм. Гибель шедшей из Таллина в Стокгольм «Эстонии» стала самым крупным кораблекрушением в Балтийском море в мирное время.
Последующая за катастрофой реакция властей и заключительный вывод международной комиссии привели к возникновению конспирологических версий крушения — от преднамеренного открытия визора в море для выброса некоего нежелательного груза до перевозки в трюме советского вооружения или радиоактивных веществ. После крушения парома правительства Эстонии, Швеции и Финляндии предлагали засыпать остов корабля, лежащий на глубине около 60 метров, песком или накрыть бетонным саркофагом. Позже от этой идеи отказались, но останки корабля засыпали галькой и придали им уникальный статус морского захоронения, к которому нельзя погружаться и проводить исследования, объясняя эти меры уважением к памяти погибших. Все эти решения активно обсуждались сторонниками теорий заговора.
К годовщине катастрофы шведский филиал Discovery Networks выпустил пятисерийный документальный фильм «„Эстония” : находка, которая меняет всё». Режиссер фильма Хенрик Эвертссон продемонстрировал съемки с подводной камеры, которая зафискировала пробоину величиной примерно 4х1,2 метра на корпусе судна. Вопреки запрету исследования останков парома Эвертссон спустил подводный аппарат с дистанционным управлением для его осмотра. Год назад Эвертссона и его сотрудника арестовали на месте гибели парома и теперь им грозит до двух лет лишения свободы в Швеции за нарушение неприкосновенности места погребения.
Премьер-министр Эстонии Юри Ратас уже выступил с заявлением о необходимости проведения новых исследований гибели парома: «Разумеется, это нужно будет сделать достойно и прозрачно. Новое техническое исследование новых обстоятельств „Эстонии“ нужно провести. С нашей точки зрения, это включает в себя подводные наблюдения. Мы также проинформировали об этом Финляндию и Швецию».
Обнародование кадров с пробоиной поднимает вопросы, на которые должны ответить правительства трех стран, входящих в международную комиссию — Финляндии, Эстонии и Швеции. Министры иностранных дел всех трех стран уже выпустили совместное заявление, в котором сообщили о внимательном изучении новой информации, полученной из фильма Эвертссона.
Почему так важна пробоина
Наличие пробоины не зафиксировано в финальном отчете комиссии, к выводам которого многие отнеслись скептически. Эстонские следственные комиссии, в том числе бывший государственный прокурор Эстонии Магнус Курм, возглавлявший в 2005-2006 годах комиссию по расследованию гибели «Эстонии», отмечали, что заключение оставило непроясненным причины крушения, например, так и не было объяснено, как вода, попавшая на автомобильную палубу после поломки визора, попала на нижние палубы — это противоречило конструктивным особенностям судна. Следственные комиссии отметили и то, что судно подобного размера затонуло слишком быстро — с момента падения визора в море до полного погружения под воду прошло меньше часа. Для сравнения: «Титаник» тонул почти три часа после столкновения с айсбергом.
Пробоина, которую обнаружил Эвертссон, находится на правом борту парома. Эксперты, чьи мнения звучат в фильме, считают, что паром мог получить такие повреждения от столкновения с крупным объектом. Профессор морских технологий Йорген Амадал, участвовавший в съемке фильма, предположил, что такая дыра могла возникнуть от удара силой 500-600 тонн.
Бывший государственный прокурор Эстонии Магнус Курм выдвинул версию столкновения судна с подводной лодкой: «Учитывая, что центр разрыва находится ниже уровня воды, а также учитывая то, что никто никогда не говорил, что вместе с „Эстонией” затонуло еще какое-либо судно, которое шло на воде рядом, и что никто из выживших не рассказывал, что видел рядом с „Эстонией” надводное судно, наиболее вероятно то, что „Эстония” столкнулась с подводной лодкой».
Курм сообщил, что факты и научный анализ и ранее указывали на наличие пробоины, а документальные кадры это подтвердили. По его мнению, это исключает официальную версию, по которой причиной гибели «Эстонии» стал отвалившийся визор. Версия поломки креплений носового визора вызвала много критики: так, специалисты судостроительной верфи «Майер», на которой в 1979 году была построена «Эстония», считали причиной аварии неправильную эксплуатацию судна, его неоправданно высокую скорость и неправильное размещение груза.
В 1994 году в Балтийском море проходили учения военно-морских сил НАТО, в которых принимала участие и Швеция. Министр экономики Эстонии Мартин Хельме считает, что шведские власти должны ответить на вопросы, связанные с катастрофой: «Почему Швеция хотела засыпать остов судна? Почему было принято практически беспрецедентное в мире соглашение о ненарушении покоя захоронения, который запрещал приближаться к судну? Не потому ли, что речь шла о провалившейся тайной операции и большой внешний объект — это их корабль? В Швеции более давние демократические традиции, чем у нас, больше всего погибло именно их граждан. Я надеюсь, что сегодня возможно выяснить, не было ли в том районе какого-нибудь их военного судна? Необходим ли был ремонт какому-нибудь шведскому судну после крушения „Эстонии”?»
Профессор Таллиннского технического университета Яан Метсавеэр, состоявший в международной комиссии по расследованию, предположил, что пробоина появилась в результате столкновения уже утонувшего судна с камнями на дне: «Тщательно не изучено, какая почва была под паромом. Если там есть камни, то, несомненно, следует начать с более простого варианта. Если выяснится, что камней нет, то можно начинать обсуждать вариант с подлодкой».