in

Наркотики, шпионаж, вымогательство. Как сажают журналистов в России

Россия. Москва. Украинский журналист Роман Сущенко, обвиняемый в шпионаже в пользу Украины, во время оглашения приговора в Мосгорсуде. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

В российских изоляторах и колониях находятся по крайней мере пять журналистов, дела в отношении которых вызывают большие вопросы. Их обвиняют в шпионаже, краже, вымогательстве хранении наркотиков, но правозащитные организации уверены — всех этих журналистов лишили свободы за профессиональную деятельность.

 

Желауди Гериев, «Кавказский узел»
Желауди Гериев. Фото: memohrc.org

Шалинский городской суд Чеченской Республики 5 сентября 2016 года приговорил журналиста Желауди Гериев к 3 годам колонии общего режима за незаконное хранение и перевозку без цели сбыта наркотических средств в крупном размере (ч. 2 ст. 228 УК РФ).

По версии следствия, 16 апреля 2016 Гериев приехал с пакетом марихуаны весом 167,07 грамм на кладбище, где собирался ее употребить. Свою вину Гериев не признает. По его словам он направлялся в аэропорт, откуда должен был долететь до Москвы и принять участие в форуме «Судебная журналистика: стратегическое правосудие в материалах российских медиа». Но по словам очевидцев, он был похищен из рейсового автобуса на пути в аэропорт. Гериев рассказывал, что его силой привезли в лес, где обвиняли в работе против властей Чечни и угрожали убить и пытали. После его отвезли на кладбище, где и заставили признаться, что наркотики принадлежат ему.

Правозащитный центр «Мемориал» признал Желауди Гериева политзаключенным.

«Применительно к критериям ПЦ «Мемориал» Жалауди Гериев является политзаключённым в связи с тем, что лишение свободы было применено в отношении него исключительно с целью недобровольного прекращения его журналистской деятельности, осуществления им права на свободу слова и в нарушение права на справедливое судебное разбирательство, иных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Международным пактом о гражданских и политических правах, оно было основано на фальсификации доказательств вменяемого преступления при отсутствии его события», — сообщает «Мемориал».

 

Игорь Рудников, «Новый колеса»
Игорь Рудников. Фото: memohrc.org

Калининградский суд арестовал главного редактора газеты «Новые колеса» Игоря Рудникова в ноябре 2017 года. По версии следствия, он обещал прекратить публиковать материалы про главу регионального управления Следственного комитета Виктора Леденева в обмен на три миллиона рублей. Журналиста обвиняют в вымогательстве (163 УК РФ).

Игорь Рудников и его коллеги считают, что обвинения в его адрес — провокация Леднева в ответ на публикацию о его незадекларированной недвижимости на 150-200 миллионов рублей.

На жизнь Рудникова покушались дважды в 1998 и 2016 годах. Во время второго покушения ему нанесли пять ножевых ранений. По его словам, Леденев предлагал информацию о нападавших в обмен на прекращение публикаций материалов о нем и его недвижимости.

Леденев передал папку, в которой должны были находиться данные о покушении, сотруднице «Новых Колес», которая собиралась передать ее Рудникову. Но в папке оказались еще и деньги. Не успела она передать папку, как ее задержали. В тот же день был задержан и сам Рудников, причем достаточно жестко. Журналиста после этого пришлось госпитализировать.

Сейчас бывший главный редактор находится в московском СИЗО «Лефортово». Газета прекратила свою работу. Правозащитный центр «Мемориал» признал Рудникова политзаключенным.

 

Александр Валов, «БлогСочи»
Александр Валов. Фото: БлогСочи/vk

Как и Игорь Рудников, главный редактор «БлогаСочи» обвиняется в вымогательстве (ст. 163 УК РФ). По версии следствия, сочинский журналист вымогал 300 тысяч рублей у депутата Госдумы от ЛДПР Юрия Напсо, угрожая публикацией материалов о бассейне депутата, который тот разместил на территории общественного пляжа.

Свою вину Валов не признает и считает, что его дело связано с профессиональной деятельность. Главред «БлогаСочи» объявлял голодовку в СИЗО, чтобы добиться нормальных условий содержания в изоляторе. На девятый день голодовки Валов попросил вызвать ему скорую помощь, чтобы измерить давление и уровень сахара в крови.

«Один из сотрудников сказал, что сахар измерят, если у него появится диабет, а скорую вызовут, когда он будет лежать в луже крови», — рассказал «Медиазоне»  адвокат «Агоры» Александр Попков.

На следующий день после этого Валова нашли на полу карцера в крови. Журналист воткнул себе ручку в живот. Скорая помощь забрала Валова в больницу, где ему оказали помощь и вернули в изолятор.

 

Роман Сущенко, «Укринформ»
Роман Сущенко. Фото: ukrinform.ru

Роман Сущенко — украинский журналист, которого 4 июня 2018 года приговорили к 12 годам колонии строгого режима по обвинению в шпионаже (ст. 276 УК РФ). По версии ФСБ, журналист — кадровый сотрудник Главного управления разведки Министерства обороны Украины в звании полковника. Ведомство также считает, что Сущенко «собирал составляющие государственную тайну сведения о деятельности Вооружённых сил и войск Национальной гвардии Российской Федерации, утечка которых за рубеж могла нанести ущерб обороноспособности государства». Свою вину журналист не признает.

Сущенко задержали в Москве 2 октября 2016 года, куда он приехал навестить родственников. С 2002 года Сущенко работал в агентстве «Укринформ», а с 2010 был корреспондентом издания в Париже.

Правозащитный центр «Мемориал» отмечает, что версия следствия, по которой Сущенко, постоянно проживающий во Франции, собирался добыть в России сведения, составляющие государственную тайну, сомнительна.

«Эти сомнения усугубляются тем обстоятельством, что, насколько известно, в течение почти года содержания Сущенко под стражей в России с ним практически не проводилось следственных действий. Абсолютная закрытость расследования по делу Романа Сущенко порождает неустранимые сомнения в обоснованности выдвинутых против него обвинений», — добавляет «Мемориал».

Сам Роман, по словам его адвоката Марка Фейгина, готов написать прошение о помиловании. В Париже у него двое детей и жена. Сейчас Сущенко находится в ИК-11 Кировской области.

 

Александр Батманов, «НКО-ТВ»
Александр Батманов участвует в суде посредством конференцсвязи. Декабрь 2017 года. Фото: «Кавказский узел»/предоставлено Сергеем Куницким

Ведущего youtube-канала «НКО-ТВ» Александра Батманова 17 октября 2017 года Мировой суд приговорили к двум годам и месяцу колонии строгого режима по обвинению в краже колбасы и хлеба на сумму 2879 рублей и 10 копеек (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 158 УК).

Основатель «НКО-ТВ» Тимур Кобалия рассказал, что до ареста Батманов занимался расследованием финансирования строительства стадиона «Волгоград-Арена».

После задержания Батманова закрыли в одном из отделений волгоградской полиции без еды и воды. Журналист попытался сбежать через окно, но упал с высоты третьего этажа и раздробил себе обе пятки.

Свою вину Батманов признал, но его адвокат Сергей Куницкий посчитал, что его подзащитный получил слишком строгий приговор.

«300 рублей, которые отделяют наказание от административной ответственности, очень смущают. Если бы размер похищенного был оценен на 300 рублей меньше, никакого уголовного дела, преследований и задержаний не было бы вообще. Все это из-за 300 рублей, которые не доказаны следствием. Противоречия при расследовании дела не устранен», — рассказал Куницкий «Кавказскому Узлу».

Ранее Батманов был дважды судим за кражу. Европейская федерации журналистов включила его в список журналистов, которых преследуют за профессиональную деятельность.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.