Темпы инфляции в России снижаются последние несколько месяцев. Во всяком случае, так считают аналитики из Центробанка. В конце 2019 года инфляция составила всего 3%. Годом ранее этот показатель был выше — 4,3%. Однако несмотря на эту положительную динамику, цены в магазинах, кажется, только растут. Особенно это касается продовольственных товаров.
«МБХ медиа» посчитало, как менялась покупательная способность россиян за последние 13 лет. Для этого мы использовали индекс борща. Рассказываем, во сколько вам обошлась бы кастрюля супа в далеком 2007 году, и как изменились доходы россиян за это время.
Что такое индекс борща?
«Стоит понимать, что инфляция всегда индивидуальна. Индекс борща, оливье — это срез по наиболее потребляемым товарам, которые представляют из себя интегрально набор калорий, уровень качества жизни и способ времяпрепровождения. Они дают некоторую комплексную картину социально-экономического положения россиян, — считает доцент РЭУ имени Плеханова Владимир Колмаков. — В попытках придумать универсальную модель расчета экономисты и маркетологи изобретают такие вот товарные индексы. Это не ново. Берут стандартный товар, например, бензин или хлеб, который во всем мире особо не отличается, и рассчитывают доходы человека в литрах бензина или килограммах хлеба».
Индекс борща стал отечественным аналогом «индекса “Бигмака”», который впервые был описан в журнале The Economist еще в восьмидесятые годы прошлого века. Этот индекс позволяет наглядно увидеть, сколько стоит «Бигмак» из сети ресторанов быстрого питания «Макдональдс» в разных странах, и как эта цена соотносится с действующим курсом валют. В 2020 году, согласно этому индексу, российский рубль был признан одной из самых недооцененных валют в мире — Россия заняла предпоследнее место в рейтинге, обогнав только Южную Африку.
Индекс борща не такое универсальное мерило, как гамбургер, который можно приобрести почти в любой стране мира. Однако по динамике роста цен на свеклу и говядину на косточке можно делать выводы о состоянии экономики и реальном финансовом положении россиян, об увеличении или снижении их реальных доходов. По аналогии с ним сегодня параллельно существуют также индекс оливье (новогодняя версия) и тульского пряника (локальная версия).
Во многом этот индекс зависит от объема блюда, рецепта и продуктового набора. В отличие от «Бигмака», который во всем мире будет одинаковым по составу и вкусу, борщ не настолько унифицирован: существует несколько сотен рецептов, которые претендуют на каноничность.
Для наших расчетов мы решили взять классический рецепт борща из «Книги о вкусной и здоровой пище» 1952 года издания. Для приготовления четырехлитровой кастрюли этого супа нам понадобится: 500 граммов говядины на косточке, 300 граммов свеклы, по 200 граммов белокочанной капусты, картофеля и репчатого лука, 100 граммов помидоров и 200 граммов сметаны. Уксус и сахар мы не учитывали из-за их незначительного количества. Все цены были взяты из сводного отчета индекса средних потребительских цен Росстата по стране за период с 2007 по 2020 годы.
Разбогатели на 24 кастрюли
Если в 2007 году для приготовления кастрюли такого супа россиянам пришлось бы потратить 104 рубля, то в 2020 году — уже 260 рублей. Таким образом, мы можем сделать вывод, что цены за это время выросли в 2,5 раза. На протяжении этих тринадцати лет лишь однажды борщ подешевел почти на рубль — в 2016 году. В остальное время стоимость блюда исключительно увеличивалась.
Однако росли не только цены, но и доходы граждан. Для того чтобы оценить покупательную способность россиян, мы посчитали, какое количество кастрюль супа мог себе позволить один человек, получающий минимальную оплату труда (МРОТ). В 2007 году этой суммы хватило бы всего на 22 четырехлитровые кастрюли в месяц; годом позже — уже на 35. С 2009 по 2012 годы этот показатель только уменьшался. В разгар экономического кризиса МРОТ хватало на 27 кастрюль, а в 2020 году благосостояние россиян выросло — теперь даже на минимальный оклад можно приготовить себе целых 46 кастрюль борща. С 2007 года это максимальный показатель.
Похожие результаты мы получили, пересчитав медианную зарплату (это такой уровень заработной платы, при котором половина работающих получают больше него, а другая половина — меньше) россиян в кастрюлях борща. В 2007 году она составляла около 9 тысяч рублей, а значит, россияне могли себе позволить 85 кастрюль; в 2013 году на зарплату в 21 тысячу рублей — 119 кастрюль. Данные по медианной зарплате за некоторые годы на сайте Росстата нам найти не удалось.
В 2020 году медианная зарплата по России составляет 35 тысяч рублей. Этой суммы хватит уже на 134 кастрюли борща. Таким образом, за последние тринадцать лет покупательная способность россиян выросла в 1,6 раз.
Борщ во время пандемии
Небольшие колебания в динамике роста цен в течение года присутствуют всегда. Какие-то продукты дешевеют в сезон, какие-то, напротив, дорожают. В этом смысле, 2020 год не стал уникальным. Индекс борща позволяет увидеть, как менялась стоимость продуктов в пиковые месяцы пандемии коронавирусной инфекции.
Так, например, во время самоизоляции, основная часть которой пришлась на середину марта, апрель и май, цены на ингредиенты для супа действительно выросли. Больше всего за этот период подорожали овощи: картофель (+62%), репчатый лук (+29,9%), свекла (+25,5%), капуста (+16,6%). В меньшей степени выросли цены на говядину и сметану. Дороже всего кастрюля борща стоила в мае — 267 рублей. В июне цены постепенно стали снижаться. Это может быть связано как и с началом летнего сезона, уменьшением ажиотажа вокруг продовольственных товаров, так и со снятием ограничительных мер по стране.
В августе покупательная способность россиян почти вернулась к докоронакризисному январю. Тогда МРОТ хватало на рекордные 48 кастрюль борща, а сейчас — на 47.
Как подчеркнул в разговоре с «МБХ медиа» экономист Андрей Мовчан, не стоит относиться к таким расчетам чрезмерно серьезно. Эти цифры дают лишь отдаленное представление об экономической ситуации в стране и к настоящей науке не имеют никакого отношения. Тем не менее, это не отменяет того факта, что тенденция на повышение цен в России сейчас действительно существует, а индекс борща, хоть и очень условно, но довольно наглядно это демонстрирует.
«Все эти индексы созданы для того, чтобы привлекать публику и развлекать ее. Потому что соотношение между ценами продуктов очень разное в разных регионах, в разных магазинах. К тому же, во времени оно меняется очень сильно. Все это очень условно. Тульский пряник, производимый в Америке, будет очень отличаться от тульского пряника из Тулы. Пряник, производимый с использованием пальмового масла очень отличается от пряника, производимого, например, три года назад с использованием сливочного масла. Аналогично дело обстоит и с борщом».
Экономист Владимир Колмаков согласен с тем, что индекс борща не может претендовать на абсолютную точность в отражении действительности, но для того чтобы выявить определенные тенденции в изменении паритета покупательной способности, его вполне хватает. «Динамика этого индекса показывает более точный срез инфляции, приближенный к людям с небольшим доходом, которых у нас очень много в стране», — считает экономист.