Канун христианского праздника Благовещения Пресвятой Богородицы жители московских районов Перово и Новогиреево встретили в Афганском парке. 6 апреля на площадке неподалеку от памятника «Афганские матери» к 13 часам собралось порядка трехсот человек. Столь массово провести выходной день в излюбленном месте для прогулок москвичей побудила не солнечная весенняя погода, а совсем не благие вести о строительстве православного храма на территории парка.
Небольшой зеленый участок на границе этих двух районов — одно из немногих мест для прогулок местных жителей, теперь же Афганский парк с единственным публично установленным памятником известного русского скульптора Вадима Сидура хотят отдать под «храмовый комплекс» РПЦ. В планах — возведение здания церкви высотой в 21 метр на 500 человек по программе «200 храмов», воскресной школы, колокольни и конференц-зала, а также вырубка более 30 деревьев и 160 кустарников. Более того, предусмотрены санитарные вырубки на территории более 4 га. Для строительства храма уже начали прокладывать кабель, хотя еще даже не получена проектная документация. Сам проект не прошел экспертизы, но разрешение на строительство оказалось каким-то образом выдано. Несмотря на все нарушения законодательства, отторжение части территории парка прошло упрощенным способом — сам парк, как и многие парки в России не стоит на кадастровом учете.
«Мы хотим, чтобы Зеленый проспект оставался зеленым!»
Уже за десять минут до начала митинга на площадке в Афганском парке собралось более трехсот человек. В час дня выглянуло солнце, родители приходили с детьми, держали в руках плакаты в защиту парка пожилые пары, среди митингующих можно было увидеть и группы молодых людей — публика очень разнообразная. Среди людей ходили активисты и собирали подписи против строительства храмового комплекса. Импровизированной сценой для ораторов стала обычная скамейка, на которую положили листы бумаги, чтобы, вставая на нее с ногами, не запачкать.
Модератором встречи стала местная жительница Полина Савельева. В течение двух часов, пока шел митинг, она не раз обращалась к людям как к «соседям». И правда, часть людей, если и не знали друг друга, то точно знали, в защиту чего они пришли: этот парк за многие годы стал для них любимым местом досуга.
— А помните то кривое дерево, на котором так любила сидеть детвора?
— Я живу в районе все свои 29 лет, я каждый день прохожу через этот парк к своему дому.
— Я живу в доме, который строил мой отец, я с котлована знаю всю историю этого места, этот парк сажали мы сами.
Выступающие со сцены жители районов Перово и Новогиреево не раз вспоминали знаковые места их любимого парка, связанные с ним истории.
«Мы местные, мы соседи, мы стоим за землю, которую считаем своей малой родиной. Эта земля важна нам с этими деревьями, с этим воздухом, с этим небом. Мы хотим, чтобы наш зеленый район оставался зеленым, чтобы Зеленый проспект оставался зеленым» — говорит Савельева со скамейки.
Немного в стороне от сцены завязался небольшой спор между двумя группами пожилых женщин: защитников парка и сторонников строительства храма:
— А ты в Бога-то веришь?
— А на Благовещение куда сама пойдешь? А тут все рядом будет через несколько лет!
— Здесь и так трамвай ездит по ушам, еще из-за колоколов этих голова будет гудеть!
Некоторые протестующие рассчитывали, что к ним придет кто-нибудь из управы или совета депутатов, но до конца митинга так никто и не пришел, поэтому выступали только сами жители и активисты.
«Эти люди, которые строят храм, преследуют свои интересы, они прикрываются воинами-афганцами. Люди воевали, выполняли интернациональный долг по поручению социалистического советского правительства, причем здесь РПЦ?» — спрашивает активист Роман Осин.
А муниципальный депутат из Перово Елена Славинская опасается, что свой кусок парка может потребовать не только православная церковь, но и другие конфессии, ведь воевали в Афганистане не только православные: «Мы рискуем в ближайшее время столкнуться с аналогичными требованиями братьев-мусульман, которых становится все больше в Москве в силу сознательной миграционной политики руководства города. Последние, оставшиеся не застроенными клочки парка тоже будем отдавать?»
Активист Федор Батов, как и многие, был на прошлом митинге четыре года назад, когда впервые стало известно о планах построить в парке храм. Тогда от строительства отказались после митингов, но по прошествии некоторого времени, когда люди успокоились, пришли с новым предложением, который включает в себя не только храм, но и несколько других зданий для РПЦ: «Нам казалось четыре года назад, что мы победили, было собрано более 800 подписей, мы разошлись по домам, успокоились.. Эти господа не оставили своих планов, они заметили, что мы расслабились, а планов они своих не оставили. Как гром среди ясного неба явились сюда высокие чиновники и устроили показушный парад, чтобы затвердить, что будет тут стройка, а храму быть. Они сами дают нам понять, что им плевать на законы, им нужны бабки, площади, торговые площади».
Батов призывал в случае начала строительства использовать опыт защитников парка на Торфянке, где жители устроили лагерь и не пропускали строительную технику: «Мы имеем дело не с чиновниками, а с бандитами, нужно понимать, что защищать наш парк придется любыми способами, как это сделали на Торфянке: многие круглосуточно дежурили в парке, разбили палатки, не допуская строителей с техникой. Только такой язык понимают эти господа, мы бы рады решить вопрос путем диалога, но что делать, если они не хотят слушать?»
Тема защиты Афганского парка от застройки не могла обойтись и без ветеранов военных действий: на сцену вышел ветеран-афганец в полном облачении — в военной форме со знаками отличия. Он на скамейку становиться не стал, забыл представиться и говорил недолго, но его речь собравшиеся встретили бурной овацией. Кратко говоря, он заявил, что далеко не все ветераны поддерживают строительство огромного храма. Среди выступающих был еще один ветеран-афганец Александр Карцев, он пришел в гражданском. По его мнению, в парке лучше было бы сделать детскую площадку, чем храм: «Если очень хочется что-то строить, давайте построим вместо храма город мастеров или детскую площадку, это будет лучшим памятником афганцам, которые воевали не за то, чтобы священники строили здесь какие-то храмы и наживались на нашей земле».
Именно благодаря ветеранам-афганцам удалось остановить строительство храма в парке в 2015 году: «К нам изначально пришли с инициативой постройки мемориальной часовни, но, к сожалению, вышло так, что проект быстро разросся до статуса храмового комплекса высотой в 31 метр и на всю территорию парка, — рассказывает активистка Яна Алексеева. — Но потом ветераны-афганцы выступили против, и согласились на часовню. И вот в 2018 году они приходят к нам еще раз, а там еще один проект. Храмовый комплекс на участке в 40 соток, высота этого сооружения 21 метр, что соответствует 8-этажному дому. Приходской дом с хозяйственными постройками и местом проживания священника, конференц-зал, который они будут кому-то сдавать в аренду, экспозиционный зал, часовня во дворе, внутренний двор, внешняя площадка для крестных ходов. Более того, они собираются вырубить дорогу по участку, который им не принадлежит».
«Православные, вы не боитесь потерять свою душу, ходя в такие храмы?»
Ближе к двум часам дня солнце почти пропало, небо затянуло тучами, на скамейку залезали все новые и новые ораторы. Среди них был и муниципальный депутат от КПРФ Олег Шереметьев. Перед своим выступлением он поспешил заверить собравшихся, что не является ни атеистом, ни богоборцем, что ходит в храм, пусть и совсем нечасто. Это оказалось важной деталью, потому что после этого коммунист стал призывать людей не ходить в такие храмы. Как выяснилось, причина в том, что ходить в храмы, которые строят вопреки воле народа, приближают приход антихриста.
«Нам говорят, что мы идем против строительства храма, против церкви, значит, мы идем против Бога. Не нужно проводить параллель, что Бог и церковь — одно и то же, есть вера, религия, а есть институт веры. Если сейчас власть в церкви захватили жрецы мамоны, как и власть в нашем государстве, ходить в то, что они построят, нельзя. Это не храмы Христа, это капища маммоны. Православные, вы не боитесь потерять свою душу, ходя в такие храмы? Вот цитата святого Филарета Московского: «Всякое послушание и покорность властям, которая правит не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста». Не нужно бояться: мы идем не против Бога, мы идем за Бога, против жрецов маммоны, которые захватили власть в церкви, в стране, и ведут нас к погибели, к приходу антихриста».
Следом за коммунистом на сцену-скамейку забралась следующий оратор — местная жительница Ирина Петухова. Она поздравила всех присутствующих с наступающим праздником Благовещения: «Здесь ничего не было, этот парк сажали мы, мы сажали каштанчики, липочки, а сейчас здесь каштановая аллея, липовая аллея, мы посадили здесь елочки, поначалу они сложно росли, потому что им срубали верхушки перед Новым годом, а они все равно росли! Давайте будем с вами также расти и держаться».
Ирина Петухова тоже оказалась верующим человеком, но в церковь она наверняка ходит чаще депутата КПРФ, ведь она оказалась сотрудницей факультета психологии Российского православного университета, на этих словах она даже распахнула куртку, под которой был свитер с символикой вуза: «Я профессор Российского православного университета, с факультета психологии. Я человек верующий, но Богу Богово, а кесарю кесарево, люди должны здесь жить: и верующие, и не верующие. Где люди будут гулять? Дети очередь на качели занимают, нам нужна еще площадка. Товарищи! Во имя Господа нашего Иисуса Христа, будем ждать, что справедливость восторжествует. Иисус был человеколюбив. Мы не хотим, чтобы наш зеленый пятачок на карте района исчез. Это единственный зеленый участочек, больше некуда в каменных джунглях выйти гулять, все сюда приходят люди».
Уже после верующих противников храма к сцене потянулись неверующие активисты. На скамейку залез пенсионер, он не представился и не стал никого убеждать в своей религиозности, а сразу начал с цитат Ленина про опиум для народа, нехватке поликлиник и школ: «Приходит старуха в церковь и покупает эти свечки, нет бы медикаменты себе купила. Мы становимся по голове слабенькими. Верующим достаточно небольшой церкви, остальные пусть едут в Иерусалим, здесь не место храмам!»
Стал накрапывать небольшой дождь. Со сцены стали зачитывать резолюцию митинга, активисты продолжали сбор подписей. Подписи и обращения активисты намерены передать в МВД, прокуратуру и президенту с требованием отменить строительство на территории парка. Недалеко от сцены профессор Российского православного университета спорил с пришедшей на митинг сторонницей строительства храма, которую не допустили до сцены.
— Я не против храмов, я за сохранение парка! Можно же в другом месте построить!
Уже через некоторое время профессор с оппонентом обсуждали друг с другом, кто из них в какой храм на Благовещение пойдет. Они могли бы ходить вместе на Благовещение в один и тот же храм в Афганском парке уже через несколько лет, но хочется надеяться, что РПЦ все же оставит этот небольшой зеленый участок посреди многоэтажек в покое.