in

Михалков предложил лишать российского гражданства за призывы к санкциям. Это вообще возможно?

Никита Михалков
Никита Михалков. Фото: Svklimkin / WikiCommons

В последние дни разгорелась дискуссия о возвращении советской правовой нормы, которая позволяла лишать гражданства в исключительных случаях. Режиссер Никита Михалков предложил таким образом наказывать тех, кто призывает другие страны вводить санкции против России. «МБХ медиа» выяснило, позволяет ли это нынешняя конституция и можно ли ее изменить, если лишать гражданства все же очень хочется. 

Гарантировано основным законом

Шестая статья конституции России гласит, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства и права изменить его. Отказаться от него можно только добровольно. 

Немного сложнее обстоит дело с иностранными гражданами, которые получили российское гражданство не по праву рождения, а по заявлению. Лишить их его можно только в двух случаях. Первое основание — если человек предоставил подложные документы и ложные или неполные сведения при подаче заявления о приеме в гражданство. После доказательства этого факта в ходе судебного разбирательства человек может быть принудительно лишен гражданства. Например, по этой причине в 2017 году был лишен гражданства российский медиаменеджер Демьян Кудрявцев. Как он сам подтвердил СМИ, Федеральная миграционная служба нашла в его документах неполные данные, подала в суд и выиграла дело. 

Второе основание, по которому иностранец может быть лишен российского гражданства — совершение преступлений террористической и экстремистской направленности. Такие нововведения появились в 2017 году и были направлены, в первую очередь, на трудовых мигрантов, приехавших в Россию.

Во всех остальных случаях граждане защищены от таких посягательств конституцией. 

«Конечно, в условиях диктатуры возможно все, потому что она опирается не на закон, а на насилие. С точки зрения права, это невозможно. У нас две статьи в конституции о гражданстве, в первой и второй главах. Их нельзя изменить, дополнить или сделать с ними что-то еще. Сколько бы представители власти или окружающие и обслуживающие их интересы люди не кричали об этом», — пояснила «МБХ медиа» доктор юридических наук и профессор Свободного университета Елена Лукьянова. 

А как переписать конституцию?

Согласно девятой главе конституции, в которой описаны механизмы внесения поправок в документ, положения первой и второй глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Изменить их содержание гораздо сложнее, чем внести поправки в остальные главы документа — здесь не обойтись одним референдумом, как в случае с обнулением президентских сроков Владимира Путина. 

Если власти захотят внести изменения в эти части Конституции, эта инициатива должна быть сначала поддержана тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы. Дальнейшую судьбу документа должно будет обсуждать Конституционное собрание: на нем либо подтверждается неизменность главного документа страны, либо разрабатывается проект новой конституции. Затем это решение выносится на всенародное голосование, которое может считаться успешным, если за новую версию документа проголосует больше половины избирателей при минимальной явке 50%. 

Как отметил в разговоре с «МБХ медиа» Константин Добрынин, старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper, федерального закона о созыве Конституционного собрания до сих пор в России нет и не будет в ближайшей перспективе. 

«Поэтому ответ простой — лишить гражданства нельзя, несмотря на фантазии актера Михалкова и прочих юристов», — резюмировал Добрынин. 

Действительно, федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании Российской Федерации» — на сегодняшний день один из немногих правовых актов, принятие которых предусматривается положениями самой конституции, но не принятых до сих пор. Несмотря на то, что его проекты неоднократно разрабатывались, дальше обсуждения дело не заходило. Это значит, что сейчас не существует законного механизма для такого глобального изменения конституции. 

«Конечно, поправки в Конституцию (принятые на референдуме в июне 2020 года. — «МБХ медиа») открыли ящик Пандоры. Им [сторонникам изменения Основного закона] стало казаться, что все можно, все под силу, — сказала Елена Лукьянова. — По их высказываниям складывается ощущение, что они сам документ никогда не читали, хотя именно им бы следовало это сделать. Это крайне неграмотные люди, двоечники, не знакомые с основами права».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.