in

Международник Кадыров: откуда пошли слухи о том, что глава Чечни может стать эмиссаром России на Ближнем Востоке

Рамзан Кадыров в Саудовской Аравии, 14 октября 2019 года. Фото: Михаил Метцель / ТАСС



С 13 января глава Чечни Рамзан Кадыров возложил обязанности руководителя республики на председателя правительства региона Муслима Хучиева «из-за своей временной нетрудоспособности». На фоне отставки правительства России поползли слухи о том, что Кадыров перейдет на новой пост уже несколько лет ему пророчат должность представителя России на Ближнем Востоке.

20 января Кадыров заявил, что ему не предлагали должностей вне республики. И сегодня же Кадыров пригласил дочь Мохаммеда Али посетить Грозный. Стоит заметить, что новости о главе Чечни часто появляются в международном контексте, что нельзя сказать ни о каком другом российском региональном главе. Рассказываем, чем занимается Кадыров вне Чечни.

Особенное внимание за пределами России Кадыров уделяет общению с представителями стран Персидского залива. Взор на Восток Рамзан Кадыров устремил еще в начале своего пребывания на посту главы (то есть тогда еще президента) Чечни. В 2008 году он совершал хадж в саудовскую Мекку, а по пути посетил ОАЭ, где встретился с наследным принцем Абу-Даби. «Встреча прошла в теплой и дружественной атмосфере, в ходе которой наследный принц неоднократно подчеркивал свое уважение к президенту Чеченской Республики, называя его своим братом», писали на ramzan-kadyrov.ru.

Но уже в следующем году возникла опасность разлада в  отношениях между Эмиратами и Чечней. На территории Объединенных Арабских Эмиратов тогда был убит Сулим Ямадаев — Ямадаевы были конкурентами осиротевшего Кадырова в борьбе за власть в Чечне. «Ситуация вокруг убийства Сулима Ямадаева грозит перерасти в международный скандал. По данным полиции Дубая, орудие преступления было привезено в ОАЭ во время официального визита чеченской делегации, а Рамзан Кадыров признал, что один из задержанных – его личный конюх», — писали потом в СМИ. Первоначально дубайская полиция подозревала, что к убийству были причастны семь чеченцев, в том числе двоюродный брат Кадырова Адам Делимханов. Затем по делу осужденными стали двое, кадыровский конюх и гражданин Таджикистана, им дали в апреле 2010 года по 25 лет. А затем их сроки были пересмотрены в декабре этого же года и сокращены до 3 лет.

Между пожизненным приговором и его смягчением состоялась поездка главы Чечни в ОАЭ. «Вечером в своей резиденции Рамзана Кадырова принял наследный принц Мухаммед бен Заед Аль Нахайян. Рамзан Кадыров и наследный принц обсудили широкий круг вопросов, связанных с расширением экономических, культурных, гуманитарных связей между ОАЭ и Чеченской республикой, являющейся субъектом России. «Я вам обещаю, что приеду в Чечню», — цитировали  наследного принца в одном из чеченских изданий. Наследный принц в Чечню, правда, так и не приехал, но общение Чечни и ОАЭ не прекратилось.

«[Кадыров] стал частым и желанным гостем арабских шейхов. Он сблизился с элитой арабского мира», — писал кавказский политолог и журналист Ислам Текушев.

Рамзан Кадыров и шейх Мансур ибн Зайд Аль Нахайян в Абу Даби, 2019 год. Фото: Михаил Метцель / ТАСС



Деньги шейхов

В мае 2017 года в Грозном был открыт первый филиал Фонда имени шейха Зайеда. Было обещано, что в рамках его работы представители бизнеса из ОАЭ в течение 10 лет направят более 300 млн долларов на поддержку 3 тысяч малых и средних предприятий Чечни. За два года,по официальным данным, финансовую поддержку из этого фонда получили около ста бизнес-проектов Чечни. Высказывались предположения о том, что деньги не инвестируются в Чечню, а отмываются со стороны Чечни. «Секрет щедрости арабских шейхов заключается в природе самих денег. Работать такая схема гипотетически может следующим образом: миллиарды рублей переводятся из Чечни на счета различных фондов в ОАЭ, а затем в виде помощи из арабского мира эти же деньги в легальном статусе возвращаются обратно. Средства того же фонда имени шейха Зайеда, официально считаясь гуманитарной помощью, не облагаются налогом в России. Часть этих средств, как полагают, может оседать на счетах фонда имени Ахмата-Хаджи Кадырова, который работает в обоих направлениях — и как реципиент помощи, и как донор», — предполагал Текушев.

“Би-би-си” в 2018 объясняли, что от Ближнего Востока Кадыров хочет получить то, что ему не может дать Россия. Поток денег из федерального бюджета в Чечню сокращается, российские инвесторы не приходят — их смущает суровый тон кадыровской политики. Хотя Наталья Зубаревич считает, что в дипломатических сношениях с арабами Кадыров чеченские интересы ставит на второе место. «Он эмиссар федерального центра, который пытается привлечь арабские капиталы в Россию», — делает вывод Зубаревич в разговоре с “Би-би-си”. «Если Ближний Восток и будет инвестировать в Чечню, они будут это делать ради отношений с Путиным, с Россией» — говорила “Би-би-си”  директор Центра анализа и профилактики конфликтов Екатерина Сокирянская.

Главный по Ближнему Востоку

Осенью 2019-го Кадыров посетил Саудовскую Аравию вместе с Владимиром Путиным. «Многочисленные поездки чеченского лидера в страны Персидского залива в течение года давно стали обыденностью для жителей республики. В Чечне любят шутить, что в этих странах Кадыров бывает чаще, чем в Москве», рассказывали «Кавказ. Реалии» в 2019 году, когда писали про слухи о том, что Кадыров станет эмиссаром России на Ближнем Востоке. «Для Москвы важно иметь человека, к которому питают доверие в Эр-Рияде. И таковым на сегодня оказался глава Чечни. Москва будет это учитывать. В перспективе вполне возможно назначение Кадырова на должность спецпредставителя президента России в странах Персидского залива», говорил «Кавказ. Реалиям» старший научный сотрудник института Востоковедения РАН Михаил Рощин.

Государственный визит президента РФ Путина в Саудовскую Аравию, 2019 год. Фото: Михаил Метцель / ТАСС


Источником слухов о новом посте Кадырова можно назвать Путина. В 2017 году на пресс-конференции Путина было высказано предположение, что на Ближнем Востоке нужен спецпредставитель. Президент РФ тогда ответил, что в Чечне уже есть человек, который в значительной степени организует эту работу. «И фамилия его Кадыров», — без обиняков сказал президент.

Все это время Кадыров со скромностью мусульманина отрицает свои перспективы как на федеральном, так и на международном уровне, и повторяет, что из Чечни уезжать никуда не собирается.

 

Внутриисламский диалог

«С самого своего создания и до сегодняшнего дня магометанство и иудаизм, помимо своей непосредственной духовной цели, осуществляли другую, национальную цель. Ислам  защищает и распространяет арабские интересы», говорили русские националисты, когда критиковали межконфессиональную лояльность в РПЦ. Исходя из такой логики неудивительно, что Кадыров со своим серьезным отношением к религии так много общается с Ближним Востоком.

Однако если на экономико-политическом уровне переговоров Кадыров действует вроде бы успешно, то в религиозном общении  с братьями по вере за рубежом у Кадырова случаются казусы. Прошлой осенью у него разгорелся конфликт с арабскими богословами. Внук покойного саудовского муфтия Салех ибн Баз наложил арабские субтитры на видео, в котором Кадыров грозился убивать вахаббитов. «Ты порицаешь преступления ваххабитов, но Путин сделал больше плохого, чем ваххабиты, о которых ты рассказываешь. Он уничтожил Чечню, разрушил ее инфраструктуру, убил сотни тысяч людей. Но несмотря на это вы демонстрируете, как любите его, выражаете свою преданность. Это какое-то противоречие»,  заявил Кадырову ливанский богослов Абдуррахман Димашкыйя. Кадыров лично в этом споре не участвовал, но оправдать лидера Чечни пытались чеченские религиозные деятели.

А в 2016-м Кадыров оказался в конфликте с мусульманами из Саудовской Аравии. В августе того года он организовал в Грозном богословскую конференцию, по итогам которой была принята некая фетва. Согласно ней, мусульманами признавались только последователи суфийского тариката, а сторонники салафизма назывались опасными сектантами. Кадырову потом пришлось поехать в Саудовскую Аравию, чтобы извиниться перед наследным принцем и признать, что салафиты не являются сектантами. СМИ сообщали о серьезном давлении, оказанным на него перед этим богословами и членами правящей в Саудовской Аравии фамилии.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.