На юго-западе Москвы власти, не замечая недовольства местных жителей, строят в Коммунарку ветку метро. Потом когда-нибудь поезда поедут дальше на юг — в Троицк и другие недавно присоединенные части города. «МБХ медиа» рассказывает, почему люди готовы ежедневно мешать этой стройке и как разрешить конфликт интересов москвичей, живущих в разных частях столицы.
«Мы не хотим строительного ада»
Вечером пятницы на спортивной площадке во дворах на углу Ленинского проспекта и улицы Дмитрия Ульянова собрались около 100 человек. На улице -10, снег и ветер, а люди в маленьких группах по 4-5 человек обсуждают со своими соседями проблемы лестничной клетки/подъезда/дома. Все ждут указаний инициаторов этой встречи. Их несколько — кто-то отвечает за организацию собрания, кто-то за съемку видео, кто-то за раздачу медицинских масок (они пригодятся позже).
«Выстраиваемся в полукруг, ровнее, ровнее», — пытается докричаться до людей муниципальный депутат Гагаринского района Ясмин Фахми. Она руководит съемкой ролика про недовольство жителей своего и двух соседних районов — Академического и Ломоносовского — строительством новой ветки метро. «А сейчас каждый на камеру скажет, почему он против метро под нашими домами», — говорит она, когда все встали, как надо.
«Мы против, потому что…», — начинает первая женщина, но Ясмин ее тут же прерывает: «Нет, нет, не «мы” а “я”, давайте заново».
После записи видео один из самых активных противников метро Владимир раздает всем медицинские маски, просит надеть их, потому что «сейчас мы все вместе пойдем и снова намекнем власти, что мы готовы отстаивать свои дома». «Намеком» Владимир называет неторопливый переход трехполосной улицы Дмитрия Ульянова по зебре, который длится пару минут и ненадолго останавливает движение машин.
Такую акцию противники метро проводят уже во второй раз, а Владимир потом объясняет, что «в следующий раз соберутся не сто человек, а тысяча, пока мы только предупреждаем».
О строительстве новой ветки метро около их домов жители Гагаринского, Академического и Ломоносовского районов узнали примерно полтора года назад. Почти сразу они развернули довольно масштабную кампанию сопротивления этому проекту, он их не устраивал сразу по нескольким пунктам.
Во-первых, людей смущает то, что метро будут строить слишком близко к домам. «С 2018 года строится станция «Улица Новаторов”, предыдущая перед нашими домами, — рассказывает Владимир. — Там происходит строительный ад и будет происходить еще пару лет. Следующая станция, которую они собираются строить вот таким открытым котлованом — “Улица строителей”, у наших домов. Мы не хотим строительного ада. Днем и ночью на гигантской территории идет стройка, люди живут в шуме, грязи и на стройплощадке».
Вторая причина — люди переживают за сохранность своих домов. В некоторых местах, где планируют вырыть котлованы для строительства новых станций метро и перегонов между ними, расстояние до фундаментов будет меньше 20 метров.
Также жители, в первую очередь Академического района, боятся, что после строительства Коммунарской ветки, на станции метро «Академическая» будет ежедневный транспортный коллапс из-за того, что именно на этой станции будет первая пересадка новой линии.
Один из домов, которых строительство Коммунарской ветки коснется напрямую, — так называемый «Генеральский». Он расположен прямо у станции метро «Академическая», и в советские годы в нем действительно давали квартиры генералам и маршалам. С этим домом даже связана городская легенда о том, что единственный эскалатор на множество выходов из «Академической» (в остальных местах — лестницы) построен специально для людей, живущих в Генеральском доме.
Сейчас в нем живут не только военные. Среди жильцов, например, переводчица с итальянского Нина Корда, она тоже активно борется против строительства метро. Почти каждое утро она начинает с того, что выглядывает в окно и смотрит, не откопали ли рабочие небольшие котлованы для прокладки коммуникаций. Если откопали, она спускается, подходит к ним и требует документы и разрешения на работы. Иногда приходится самой закапывать траншеи.
Вместе с другими жителями ей удалось создать систему дежурств, они следят за появляющимися микро-стройками почти круглосуточно.
«Новая линия снизит нагрузку и улучшит экологическую ситуацию»
Изначальный проект Коммунарской ветки вел до поселка Коммунарка, который находится в нескольких километрах от МКАДа. Позже его продолжат дальше в Новую Москву.
«Строящаяся Коммунарская линия метро будет продлена в Троицк. Это решение мы недавно приняли на заседании Градостроительно-земельной комиссии», — написал в конце лета 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин на своем сайте.
«Впереди – общественное обсуждение проекта, взвешивание всех плюсов и минусов, выбор окончательного варианта прохождения трассы метро, — добавил он. — Приглашаю заинтересованных москвичей высказывать свое мнение».
Ровно через три месяца Собянин уже комментировал начало строительства этой линии: «Сегодня историческое событие — началась проходка тоннеля в сторону Коммунарки на Коммунарской ветке метро».
Радовался новому метро и тогдашний вице-мэр, а нынешний заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин: «Новая линия снизит нагрузку на центральные и южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской линий метрополитена и позволит сократить интенсивность движения автотранспорта на прилегающих дорогах, что в свою очередь улучшит экологическую ситуацию», — говорил он.
«Люди будут тратить по два часа, это ненормальное развитие города»
Согласно сайту госзакупок, только на строительство участка Коммунарской линии от «Новаторов» до «Севастопольского проспекта метро уже выделено больше 60 миллиардов рублей.
«Эта ветка метро действительно идет по территории, где уже развита транспортная инфраструктура, уж в старой Москве так точно, — рассказал «МБХ медиа» аспирант кафедры экономической и социальной географии России МГУ Роман Бабкин. — Но заканчивается она в Троицке, а Новая Москва — это территория усиленного строительства жилья, поэтому для этих мест ускоренное развитие транспорта — скорее плюс».
«Другой вопрос в том, нужно ли вообще строить жилье в этих местах, — продолжает рассуждать Бабкин. — Это разрастание города, которое никому не нужно, я против в целом освоения этих территорий».
Как рассказал Бабкин, в основном, в Новой Москве строятся жилые районы, а работают люди в центре. Строительство этой ветки метро, по его мнению, не решает проблемы попадания в центр, потому что она будет идти до МЦК. То есть люди все равно будут пересаживаться на те же красную, оранжевую ветки, а значит загруженность этих линий не спадет, а только перераспределится. На то, чтобы добраться из Троицка до места работы, «люди будут тратить по два часа, это ненормальное развитие города, когда человеку нужно столько времени на дорогу».
Город, как объясняет Бабкин, считается единой структурой, когда экономические факторы превалируют над транспортными при выборе человеком места своей работы. «В случае с Новой Москвой этого не будет происходить, там люди, наверное, все-таки будут искать работу, ориентируясь на то, как побыстрее до нее добраться, — считает эксперт. — Это разрывает ткань города, город не един. По официальной статистике, в Троицке живет сейчас около 60 тысяч человек, в соседних поселениях по 20-30 тысяч, в Коммунарке тоже не очень много. На самом деле, эти цифры чуть занижены, потому что население растет, а статистика не успевает за ним. За последние два-три года население Новой Москвы выросло в два раза примерно и будет расти, спрос на жилье там есть».
«Необходимо комплексно застраивать территории, — завершает аспирант МГУ. — То есть строить не только жилье, а еще и создавать рабочие места и всю необходимую инфраструктуру, чтобы люди могли работать там, где живут. В Москве есть огромный пояс старых промышленных территорий, вокруг МЦК. Возможно, стоит его развивать активнее. Новая Москва же изначально задумывалась, как альтернатива центру, но это сейчас не работает».
В материал были внесены изменения. В оригинальной версии говорилось, что на строительство Коммунарской ветки выделены не менее 60 миллиардов рублей. На самом деле это бюджет только одного участка — от «Новаторов» до «Севастопольского проспекта».