В Турции продолжают гореть леса, пожары приобрели черты национального бедствия: приходится эвакуировать туристов из отелей и звать соседей на помощь. Турецкие СМИ считают, что леса вспыхнули не случайно, в них виноваты курды-поджигатели. «МБХ медиа» рассказывает, откуда появилась эта версия и что с ней не так.
Днем 28 июля с турецких мечетей начали раздаваться непривычные для местных жителей и туристов сообщения. Людей призывали закрывать окна и «хорониться» в своих домах. Вскоре в воздухе стал чувствоваться запах гари. На турецкое побережье надвигались столбы густого дыма и пепел. В стране вспыхнули лесные пожары.
«Лесной пожар бушует недалеко от Еникейского района Манавгата. Он вспыхнул одновременно в четырех разных точках», — рассказывал журналистам местный житель Азиз Абдулкатибоглы. Он слышал от земляков, что причиной пожара могли стать поджоги. Но тогда было не до разбирательств. Бушующее пламя нужно было срочно тушить. Огонь распространялся с бешеной скоростью. Спустя считанные часы пламя добралось до курортов Антальи, Бодрума и Мармариса. Власти Турции поняли, что в одиночку стихию не усмирить и были вынуждены обратиться за помощью к партнерам.
31 июля Минобороны РФ сообщило, что по просьбе Турции в страну тушить пожары отправится сводная авиагруппировка военного ведомства и МЧС России «в количестве 11 единиц техники». Также свою помощь пообещали Украина, Иран и Азербайджан. Еще два самолета в Турцию направил Евросоюз. По официальным данным, с начала пожаров в них погибло шесть человек, более 400 человек пострадали. Одной из главных причин возгорания специалисты называли высокую температуру в регионе и сильные ветры.
Но 2 августа появилась еще одна версия. Турецкие СМИ заговорили о группировке поджигателей — «Дети огня», якобы связанной с Рабочей партией Курдистана (РПК), основанной еще в семидесятых годах марксистом-ленинистом Абдуллой Оджаланом.
Террористическая партия
В двадцатых годах ХХ века, когда на обломках Османской империи была создана турецкая республика, неподалеку расположилось еще одно непризнанное государство — Курдистан. Населял его индоевропейский этнос — курды. Их историческая родина — горные области Ирака, Сирии, Ирана и Турции. Обнаружив на землях непризнанного Курдистана залежи нефти, западные страны отказали ему в поддержке. В результате в короткие сроки курдское новообразование было поделено между несколькими странами, включая Сирию и Турцию. Курды на этих землях насчитывают около 30 млн человек. В Турции, по данным ЦРУ, курды составляют 19% населения страны. Уже продолжительное время они борются не за собственное государство, а за автономию и расширение своих прав в рамках тех стран, где они проживают.
Так, в 70-х годах активист марксистских организаций Абдулла Оджалан создал Рабочую партию Курдистана, «как интеллектуальное движение, где студенты и молодежь противостояли авторитету вождей племен». Она стала основной политической и вооруженной силой в борьбе курдов за свою автономию в Турции. В этой стране, как и в ряде других, РПК признана террористической организацией. Сам 72-летний Оджалан, после развала Советского Союза отошедший от марксизма-ленинизма в сторону либертарного социализма и анархизма, в 1999 году приговорен к пожизненному заключению и находится в турецкой тюрьме.
«Когда мы основали РПК, марксизм-ленинизм был тенденцией, и эти идеи оказали на нас влияние, — рассказывал в одном из интервью The Jerusalem Post один из нынешних лидеров партии Мурат Карайилан. — Однако мы критиковали советскую идеологию. Поэтому, когда распался Советский Союз, на нас это не повлияло, потому что мы всегда держались от них на расстоянии».
Как рассказал «МБХ медиа» автор книги «Жизнь без государства: революция в Курдистане» Дмитрий Окрест, когда Оджалан оказался в тюрьме и посвятил себя более глубокому изучению левой литературы, его взгляды сместились в сторону муниципализма. Он начал проповедовать необходимость создания народных ассамблей по районам, женской эмансипации, представительства нацменьшинств во власти и кооперативной экономики. Сама РПК, отметил Окрест, будучи запрещенной в Турции, тем не менее имеет свои легальные политические структуры. «Однако и их представители подвергаются репрессиям», — пояснил Дмитрий Окрест. Что касается самой РПК, то, как заявлял один из ее лидеров Мурат Карайилан, разоружаться организация не намерена до тех пор, пока курдам не будет предоставлено право на самоопределение, а политзаключенных, включая Оджалана, не освободят.
Поджигатели
Турецкий журналист Абдуррахман Камбуроглу рассказал «МБХ медиа», что в прошлом Рабочая партия Курдистана уже была замечена за поджогом деревьев и машин. При этом все же основной мишенью РПК, уточнил Камбуроглу, всегда являлись госслужащие, военные и полицейские. В случае с нынешними пожарами в Турции однозначно сказать, что есть поджигатели и это члены РПК или ее структур — пока нельзя. «Когда РПК совершала каждый свой теракт и брала ответственность, заявления поступали от лица именитых представителей партии, известных в Турции. Или имеющих вес в организации. Они делали это в другом формате. Делали устами своих лидеров», — рассказал Камбуроглу.
В данном случае заявление, на которое ссылаются близкие к власти турецкие здания, прозвучало из уст трех молодых людей, чьи лица закрыты. Они называли себя «Дети огня» и зачитали обращение в соответствующем видеоролике. Кроме того, на одном из турецких сайтов появился текст коммюнике «Детей огня», в котором сообщается, что эта организация действует независимо от РПК, а деятельность самой этой партии они назвали недостаточной и слишком гуманной. Они также пообещали туркам «горящие города» и «горы и равнины, охваченные пламенем».
Абдуррахман Камбуроглу тем не менее предположил, что это мог быть и пиар-ход РПК. «В последние год у РПК не получается совершать большие теракты, так как Турция активно ведет борьбу против них и периодически сообщает о больших потерях в этой организации. Может быть, сейчас они хотят напомнить о себе», — говорит журналист.
С другой стороны, отмечает он, в Турции живет много людей, которые симпатизируют РПК. Это не означает, что все они вооружены и готовы «уйти в горы». Но какой-то процент вполне может быть радикальным, уточнил Камбуроглу.
«Если же это действительно масштабный теракт со стороны [РПК], — добавляет Камбуроглу, — то тогда возникает много вопросов, как эти люди могли проникнуть в зоны [поджогов]. На границах выставлены посты, а симпатизанты организации так же числятся в базах данных [спецслужб], как и члены группировки. Это легко выявляется на погранпостах. Ну и чтобы поджечь лес с такими большими масштабами, как минимум, нужно какое-то горючее. В Турции в обычных бензоколонках никто просто так бензин не продает».
Собеседник «МБХ медиа» напомнил, что в Турции, чтобы купить бензин на заправке, человек, пришедший без автомобиля (даже если его автомобиль заглох на трассе неподалеку), должен получить разрешение на покупку топлива в ближайшем полицейском участке. Такой закон был введен после того, как в стране участились поджоги машин.
Впрочем, по словам Абдуррахмана Камбуроглу, официальной информации о том, что именно РПК причастна к поджогам лесов в Турции пока нет. Дмитрий Окрест отметил, что «Дети огня» — это реально существующая организация. Но пока, кроме заявлений, о которых громко говорят провластные турецкие СМИ, нет никаких доказательств того, что они или РПК причастны к пожарам.