За последние несколько суток число смертей от коронавируса в Италии выросло до 11, а количество выявленных случаев заражения превысило 300. Больше всего заболевших в Ломбардии — около 200 человек. На втором месте регион Венето, где зарегистрировано 42 случая. Там закрыты все университеты, в аптеках исчезли маски и санитайзеры (гели-антисептики для рук на спиртовой основе — «МБХ медиа»), а азиатские заведения находятся «на реконструкции». Мы связались с россиянкой Ритой Утешевой, проживающей в Падуе — одном из городов Венето, — и выяснили, что происходит в регионе.
Город продолжает жить своей жизнью. Все так же ходят по улицам, пьют с утра апероль на верандах. Возможно, стало немножко меньше людей в магазинах, но сейчас будний день, так что я не уверена, что это связано с коронавирусом. Часть людей ходит в масках. А некоторые натягивают шарф или воротник куртки себе на нос. Выглядит довольно смешно, учитывая, что это бессмысленно. В продуктовых все нормально, пасту массово не скупают. Зато скупают санитайзеры и маски.
Ни масок, ни дезинфицирующих средств — ничего нет. На всех аптеках висят таблички о том, что закончились маски, закончились средства для дезинфекции рук. И это не только в Падуе. Вчера мы были в Болонье, там то же самое. И так не только в аптеках, но вообще во всех местах, где можно было купить дезинфицирующие средства. Например, в магазине Flying Tiger Copenhagen
— там тоже продаются эти средства — их сейчас нет. В Sephora, в которой я сегодня была, оставалось несколько санитайзеров. Я подошла, взяла четыре штуки, и сразу же после меня подошли две женщины и забрали все остальное.
При этом продавцы на итальянском “Амазоне” подняли цены как о**евшие (обнаглевшие — “МБХ медиа”) московские таксисты во время трагедий. За одну маску цена там в какой-то момент достигала 40 евро.
Есть проблемы с сообщением. Когда мы вчера ехали из Болоньи, нам очень повезло, потому что наш поезд отправился вовремя. Поезда всех остальных железнодорожных компаний следовали с огромными задержками или были совсем отменены. Задержки были от часа до трех. Причем это были поезда в Милан, в Ломбардию и Венето (регионы, считающиеся очагами распространения эпидемии — МБХ медиа). По объявлениям ничего не объясняли.
В Падуе закрыли все музеи и капеллу Скровеньи, до первого марта. В воскресенье я была в Венеции, ходила смотреть Коллекцию Пегги Гуггенхайм, музеи еще работали. На следующий день, в понедельник, их закрыли. В Венеции все полицейские, кстати, были в масках. Там дезинфицируют транспорт — вапоретто, их речные трамвайчики. В Падуе я подобного пока не видела, но то, что я этого не видела, не значит, что этого нет. Зато на всех дверцах аптек висят листовки с чем-то вроде карточек «Медузы», как обезопасить себя. Такая же листовка есть в моем общежитии, плюс университет прислал мне такое же сообщение на английском.
В университете тоже все закрыто: кампус, аудитории для самостоятельной работы, библиотеки, столовые. Университеты закрыли в день первого зарегистрированного случая смерти в регионе. Утром была новость о том, что человек умер, а после обеда пришло сообщение, что университет закрывается до марта. Все занятия перенесены или отменены. Другие публичные пространства сейчас тоже закрывают.
Я думаю, что в Ломбардии проблемы серьезнее, чем здесь. Мне кажется, тут люди преувеличивают опасность и просто паникуют, в том числе из-за медиа. Я жила в общаге с девочкой, тоже из России. Как только она узнала о распространении коронавируса, она поменяла билеты домой и улетела через два дня после новости о первой смерти. Несмотря на то, что собиралась улетать в марте, к ней планировала приехать ее мама и они собирались вместе путешествовать по Италии. Думаю, что она потеряла немало денег.
Итальянцы ведут себя, кстати, как русские: тоже сбегают из-под карантина. В каком-то регионе несколько итальянцев просто сбежало домой.
Похоже и в плане страха перед людьми азиатской внешности. Часть мест, где они традиционно собираются, еще две недели назад закрылись «на реконструкцию». Всякий фастфуд там, китайская лапша или бабл-чай. Я не утверждаю, что это точно связано с коронавирусом, но мне кажется, что, может быть, потому что все эти заведения закрылись массово и одновременно.
Люди перестали ходить в любые азиатские рестораны, в том числе в японские. Недавно мы искали, где поужинать. На одной улице было два ресторана: один итальянский, второй японский. В итальянском столик нужно было ждать час, а в японском было занято четыре столика из всего большого ресторана.
Мне нужно вернуться в Россию в середине марта. И многие спрашивают меня, планирую ли я менять билеты и улетать раньше, но я не собираюсь этого делать. Я считаю, что вся истерия с коронавирусом преувеличена. Большую опасность он представляет для людей пожилого возраста, им тут может быть опасно находиться, но не мне. И мне кажется, что меры, предпринятые итальянскими властями, пока работают достаточно успешно. Потому что несмотря на то, что город, в котором произошла первая смерть (коммуна Во в провинции Падуя — “МБХ медиа”), находится непосредственно под юрисдикцией Падуи и расположен к ней очень близко, своевременная изоляция этого места позволила избежать распространения вируса. И хотя в Венето зарегистрировано более 40 случаев заражения, абсолютное большинство этих случаев находится в коммуне Во.