in

«Люди в масках подбешивают»: врачи о работе во время пандемии

Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Медики, по идее, находятся на передовой борьбы с эпидемией. На практике же они, кажется, не очень в нее верят. Терапевт, стоматолог и завлабораторией рассказали «МБХ медиа», как изменилась их работа на фоне коронавируса и боятся ли они заразиться. Спойлер: отношение их колеблется между полным отрицанием опасности эпидемии и стоическим принятием рисков. 

Андрей, терапевт

(имя изменено)

Во всех поликлиниках Москвы открыли фильтрбоксы — специальные помещения, куда заходят только температурящие больные. Там сидит врач в полной экипировке. Если пациент без температуры, но он контактировал с больным или сам вернулся из страны, где выявлены случаи заражения коронавирусом, у пациента берутся мазки, кровь на анализ, и он с больничным листом отправляется домой на самоизоляцию. В Коммунарку мы никого не отправляем, никто не едет в инфекционку, если коронавирусная инфекция не подтверждена, то есть не пришли положительные мазки и кровь, а то Коммунарка заполнилась бы в первые несколько часов работы, действительно подтвержденных пациентов было бы некуда класть. У нас не было случаев подтвержденного заражения.

В жизни обычного терапевта ничего не поменялось. 

Разве что мы теперь работаем в масках и перчатках и у нас каждый день измеряют температуру и ведут специальный журнал. Какого-то особого инструктажа нет, только слушать приказы департамента и исполнять их. Приказов вышло много, но я не сталкиваюсь с ними напрямую, потому что принимаю в кабинете, на дом не хожу. Мы настроены работать, такое иногда случается, например, когда был свиной и птичий грипп, тогда инструкции были похожие, но особо не пригодились. Сейчас ситуация серьезнее, с этим никто не спорит. В Москве пока спокойно.

Наблюдается повышенная тревожность среди пациентов, но у нас люди достаточно адекватные, я не слышал, чтобы пришлось кого-то успокаивать. Я всем говорю, что надо быть осторожнее, но панику разводить не стоит. В метро зайдешь, все чихают и кашляют, но в марте-апреле всегда полно больных с просто ОРВИ. Надо обязательно мыть руки, не трогать лицо руками. 

Я просто делаю свою работу. В метро я езжу в маске, стараюсь избегать большого скопления людей, особо ничего не трогаю в метро, мою руки еще чаще, санитайзеры, поскольку я врач, использую практически постоянно, нам санитайзер выдают. Нас вообще обеспечивают полностью. В аптеках невозможно купить, это правда. В больницах все есть, врачей обеспечивают, дают на день определенное количество масок и перчаток, но населению мы раздавать не можем. Это, конечно, неудобно весь день так сидеть, но что поделать.

Мы не в Италии. У нас департамент и правительство сработали шустрее, но я сужу по новостям, не знаю, что на самом деле происходило. Даже мы всего не знаем. Наш алгоритм четкий: выявить и передать, дальше занимаются специальные люди. Есть оперативный канал связи для медиков, если что, мы все докладываем, говорим про работу. Отпуска у нас без изменений.

Вероника, стоматолог

Числа с 14-го нам начали мерить температуру, когда приходим на работу. Написали на входе и даже на улице, что, если есть такие симптомы, как кашель и температура, идите прямо в верхней одежде в такой-то кабинет. У пациентов мерили температуру. 

17 марта у нас было собрание с инфекционистом, который сказал: это фигня, это просто паника, ничего страшного, просто меняйте маски почаще.

Маски мы всегда носим. Отказывать пациентами с симптомами мы не имеем права, но нормальный человек с такими симптомами к стоматологу и не пойдет. Какого-то протокола нет, просто разговариваешь с пациентом: «У вас нос не дышит, а я вам сейчас во рту буду лазить, а это инфекции, смотрите сами, ничего хорошего от этого не будет». Это и без коронавируса так. Люди чаще всего сами по болезни не приходят на прием. Пациентов у нас стало меньше. Бывает, что приходят на всякий случай.

Два врача приехали из отпуска с пересадкой в Германии, они были на работе, симптомов не было, но сейчас они на самоизоляции. У всех остальных все спокойно, только панику всякие придурки разводят. Коллектив больше бесится, в частности я тоже, из-за отпусков: уйти можно, просто никуда не съездишь.

Это все постоянно обсуждается и немножко бесит, люди в масках подбешивают, а так ничего, вроде, весело, спокойно. 

Елена, заведующая лабораторией в Екатеринбурге

(имя изменено)

У нас никаких ограничений в работе медицинских учреждений нет, ничего не поменялось. Я работаю в клинической лаборатории, которая выполняет анализы для медицинского центра. Не могу сказать, что у нас изменились потоки, уменьшилось количество анализов, все то же самое. Я, конечно, усилила меры безопасности. Сказала всем не работать с материалы голыми руками, работать в масках. 

Хотя мы и в обычное время никогда не берем без перчаток, потому что боимся не только коронавируса, но и ВИЧ и гепатитов. 

Пациенты по-прежнему обращаются в том же объеме. Единственное, мы не принимаем температурящих больных, это при записи спрашивают, если есть температура, рекомендуем обратиться в поликлинику. Весь персонал работает в перчатках и масках, для пациентов стоят средства для дезинфекции, установлены устройства для обеззараживания воздуха.

Настроение в коллективе совершенно нормальное. Мы пока не знаем, как будет развиваться ситуация, надеемся, что по итальянскому сценарию не пойдет, обсуждаем, конечно, как себя обезопасить.

Я езжу на машине, никуда не хожу, в воскресенье заехали в магазин, купили продуктов на неделю, пока не надеваю масок и перчаток на улице, но мою руки. У меня паники нет, потому что я понимаю, что, если соблюдать минимальный набор правил, можно защититься. Мы всегда подвергаем себя риску заражения. Если ты выбираешь эту профессию, надо понимать, что любой пациент может быть инфицирован опасным заболеванием. В лаборатории я совершенно спокойна, потому что нам могут принести гораздо более опасные инфекции, чем коронавирус.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.