В первые дни нового, 2021 года мы вспоминаем наши лучшие подкасты, вышедшие в прошлом году. Сегодня — один из выпусков серии подкастов к 30-летию гибели Виктора Цоя.
Никто точно не знает, сколько раз ее закрашивали и восстанавливали. И сколько людей за 30 лет пришли сюда почтить память лидера «Кино», тоже неизвестно. Но очевидно: в России нет более народного мемориала, чем стена Цоя на Арбате.
Третий эпизод подкаста «Пачка сигарет» — о том, как стена Цоя стала точкой притяжения для фанатов, грабителей и экстрасенсов.
— Все стены Арбата для разных группировок людей представляли доски объявлений, — вспоминает руководитель отдела регионов «МБХ медиа» Алексей Сочнев. — Не было же мобильных телефонов, у кого-то из богатых семей только пейджеры были. И поэтому, конечно, все оставляли записки на стенах. Люди писали: «Кому вписка — я здесь». «Жора из Оренбурга приехал, приду в субботу». И так встречались.
Сразу после смерти Виктора Цоя стена в Кривоарбатском переулке превратилась из доски объявлений в мемориал. У стены Цоя было несколько нерушимых правил. Здесь нельзя было мусорить и фотографироваться, а каждый приходящий должен был выполнить обязательный ритуал.
— Когда приезжаешь на Арбат, покупаешь пачку сигарет и кладешь сигарету, — рассказывает Джери, которая тусовалась на Арбате в начале 2000-х. — Можно было найти гору сигарет там. А потом эта пачка расстреливалась между теми, кто курит.
— Были столкновения с некоторыми неприятными людьми, — вспоминает Юрий, который провел на Арбате несколько лет своей юности. — Гопари приезжали, подходили к тому месту, где фанаты Вити оставляли сигареты и свечки девочки ставят. И публично мочились на это место. И, конечно, там возникали после этого серьезные драки, с поножовщиной даже.
Громкие песни, бурные разборки и непрекращающаяся под окнами жизнь изрядно нервировали жителей соседних домов.
— Зимой народ грелся по подъездам, — говорит Сочнев. — Можно было наткнуться на объявления: «Недолюди, вы здесь греетесь, но собирайте за собой бычки». И по сей день местные жители реагируют, они нас страшно не любили.
Хотя среди соседей были и те, кому поклонники Цоя не мешали.
— Там была прекрасная старушка. Она вообще давала электричество нам, всегда музыкантам давала электричество. Потому что там, например, собирались еще и люди, которые танцуют брейк-данс и чтобы долго танцевать, нужно было очень много батареек в то время. И, конечно, было удобнее подключиться напрямую к электричеству. И из окна выкидывала шнур старушка. Причем такая уже древняя и говорит: «Мне нравится, когда люди поют, мне нравится, когда люди танцуют».
Слушайте также на Apple Podcasts, Яндекс.Музыке, Castbox и других платформах