Независимое студенческое издание «DOXA» организовало сбор средств для поддержки задержанных в Москве на акции 27 июля студентов. Организаторы сбора, сами пострадавшие и те, кто уже перевел деньги, рассказали нам о том, какое значение имеет цеховая поддержка, почему университетское сообщество не должно стоять в стороне и зачем нужна помощь на оплату штрафов в десять тысяч рублей.
«Университет всегда был местом, где начинается политика»
Об организации сбора средств для задержанных студентов студенческое издание «DOXA», основанное студентами Высшей школы экономики, объявило вечером 29 июля. Запись быстро набрала большое количество репостов, ей поделились журналист Олег Кашин, политолог Глеб Павловский и бывший проректор НИУ ВШЭ Игорь Чириков. Организаторы сбора сообщили «МБХ медиа», что меньше, чем за сутки на счет было переведено около 120 тысяч рублей.
Армен Арамян, основатель и редактор «DOXA», сам аспирант Высшей школы экономики рассказал, что члены академического и университетского сообщества чувствуют коллективную ответственность за задержанных студентов. По его словам, идейная составляющая сбора помощи заключается в том, чтобы студенты не боялись участвовать в политическом процессе из-за угрозы штрафов и арестов.
«Важно, что жертвуют не на помощь несчастным студентам, это не просто такая благотворительность. Поддерживают именно политическую активность и сознательность студентов. У большинства людей, которые поддержали кампанию, аргументы именно такие», — говорит Арамян.
Он вспоминает студенческие движения 1968 года, проходившие по всему миру: «Тогда вся политика трансформировалась, благодаря движениям молодых людей, связанных с университетом».
«Университет исторически всегда был местом, где начинается политика. Если студенты университетов не могут активно участвовать в политике, если они не чувствуют себя свободными, то непонятно, кто чувствует. Потому что студенты это одна из самых политизированных групп общества», — рассказывает Арамян.
Армен Арамян считает, что во время, когда политическую активность студентов пытаются ограничить, академическое сообщество, одна из ценностей которого — свобода политического высказывания, должно говорить о своей позиции: «Необходимо, чтобы и студенты, и преподаватели обладали свободой суждения. Потому что без этого невозможно ни научное знание, ни собственно образовательный процесс, он тоже основан на допущении, что все его участники — свободные субъекты».
Зачем собирать деньги коллективно
Как рассказали «МБХ медиа» организаторы сбора Армен Арамян и Наталья Тышкевич, в основном собранные средства пойдут на оплату штрафов и организацию передач арестованным студентам. Наталья, студентка Шанинки, объясняет:
«Это поддержка именно тех, кто в будущем могут испугаться ходить на митинги именно из-за того, что они не смогут выплачивать эти штрафы. Потому что десять тысяч для студента — это очень много. Важно дать понять студентам, что они не одни».
Наталья сама была задержана. Суд ей еще только предстоит, но пользоваться средствами, собранными для студентов, Тышкевич не собирается — говорит, что ее поддержат родители, поэтому деньги лучше оставить тем, кому они нужнее.
О причинах, по которым она сама вышла на акцию 27 июля, студентка говорит:
«Я была одной из тех, чьи голоса были украдены, чьи подписи графолог посчитал недействительными. И соответственно, я несуществующий человек. Для того, чтобы стать видимой и показать, что я существую, я вышла на эту акцию и на улицы своего города».
На вопрос, почему финансовую помощь задержанным студентам не могут оказать их друзья и близкие, Армен Арамян отвечает: «Если будут помогать друзья и близкие, это по сути ничем не отличается от ситуации, когда человек сам оплачивает штраф. Коллективная помощь от сообщества показывает, что эти задержанные люди, цитируя слоган «ОВД-инфо«, не останутся наедине с системой».
По его словам, многие считают, что университеты не должны оказывать такой помощи задержанным студентам, потому что они сами понимали риск, когда шли на несанкционированный митинг. Сам Армен с этим не согласен:
«Университет тогда воображается как корпоративная структура, приравнивается к институции и ее администрации. Это, конечно, не так. Главное в университете — это люди: исследователи, преподаватели, сотрудники, студенты».
Армен уверен: для того, чтобы университетское сообщество могло поддерживать своих членов, ресурсы для помощи не могут принадлежать университету как организации. Нужны независимые инстанции, в то же время связанные с университетом — именно такой, считает редактор «DOXA», является организованный сбор средств. «Как нам сказал один менеджер Вышки, в истории университета это первая такая инициатива», — добавил Арамян.
В «DOXA» говорят, что точно рассчитать нужную сумму пока невозможно: суды прошли только у части задержанных студентов, не все студенты еще сообщили о своих задержаниях, а кроме того, неизвестно, сколько из них решат обратиться за помощью. Пока у журнала есть данные о семидесяти-восьмидесяти студентах, которым может понадобиться помощь — Арамян рассчитывает, что воспользуется финансовой поддержкой хотя бы половина из них.
Обзвоны ОВД и чат на восемьдесят человек
Поддержку студентов, задержанных 27 июля, «DOXA» начала еще до сбора средств. Издание занимается освещением проблем студенческого сообщества, поэтому на протяжении субботней акции оно рассказывало о задержаниях среди студентов. Когда стало ясно, что многие задержанные останутся в ОВД на ночь, решили следить за информацией, помогать с поиском юридической помощи и организовывать передачи. Правда, как рассказали студенты «МБХ медиа», это оказалось очень сложно делать своими силами:
«Мы, конечно, не «ОВД-инфо», независимому студенческому медиа оказалось сложно следить за этим всем. У нас было пятнадцать студентов, которых развезли сначала по двенадцати ОВД всего города, а потом по десяти судам, и нужно было знать, что с кем происходит».
В издании все воскресенье обзванивали ОВД, поддерживали связь со знакомыми и родственниками задержанных, но не справлялись. Тогда, рассказывает Армен Арамян, пришла идея создать общий чат, где люди могли бы делиться информацией:
«Это оказалось каким-то поразительным опытом. Там сейчас около восьмидесяти человек. У нас получилось сделать такое микросообщество, которое обменивалось информацией по задержанным студентам, а мы выносили это все в публичную сферу после фактчекинга».
Чат продолжает свою работу и сейчас: в нем обсуждают, что можно носить в передачах арестованным, и продолжают рассказывать о судебных решениях.
Реакции студентов и преподавателей
Информацию о сборе средств для задержанных студентов распространили многие люди, имеющие отношение к университетскому сообществу. Например, бывший проректор НИУ ВШЭ Игорь Чириков написал на своей странице в Facebook:
«Всегда считал и продолжаю считать, что лучшее, что есть в Вышке — это студенты (простите, коллеги). Важно помочь тем, кто несправедливо пострадал на митинге».
Ян Левченко, профессор школы культурологии НИУ ВШЭ, в разговоре с «МБХ медиа» отметил, что участие в сборе средств — личный выбор каждого, но поддержка академического сообщества студентам необходима: «Академическое сообщество едино, и студенты входят в него», — объяснил свою позицию профессор.
Один из задержанных, Дмитрий Турко, студент философского факультета НИУ ВШЭ, рассказал «МБХ медиа», что очень благодарен поддержке университетского сообщества и освещению задержаний среди студентов. Его задержали на Трубной площади, доставили в отделение полиции, перевозили дважды в другие ОВД; суд в понедельник перенесли.
«Для меня имеет огромное значение поддержка моих коллег-студентов и преподавателей, которые репостили, распространяли информацию о моем задержании, помогали с юридической помощью, поиском адвоката», — поделился Дмитрий.
Большую роль играла, по словам студента, моральная поддержка сообщества:
«Я чувствовал, что по ту сторону решетки есть люди, которые знают, что ты попал в передрягу, и предпринимают усилия, чтобы помочь. Знание того, что ты не остаешься один на один с государством, очень придает сил».
Сам Дмитрий тоже намерен поддерживать других задержанных — переводить деньги и в «ОВД-инфо», и журналу «DOXA» на студентов.