in

Косово как Сербия. За бывшими полевыми командирами албанцев пришли из Гааги

Бывший президент Косово на пресс-конференции после того как он подал в отставку
Хашим Тачи, 5 ноября 2020 года. Фото: Armend Nimani / AFP / East News

Суд в Гааге утвердил обвинения в военных преступлениях, выдвинутые против президента Косово Хашима Тачи. Он объявил о своей отставке и сдался правосудию. Судебный процесс может усилить внутриполитический кризис в самопровозглашенной республике, а оправдательный приговор — вызвать мощное возмущение сербов. В причинах разбирался «МБХ медиа».

Тачи сдержал слово 

Специальный суд по Косово в Гааге утвердил обвинения в военных преступлениях, выдвинутые против президента частично признанной республики Косово Хашима Тачи. После этого косовский лидер, как и обещал, подал в отставку и сдался сотрудникам миссии ЕС в области верховенства закона. Его взяли под стражу. Аналогичные обвинения предъявлены бывшему спикеру парламента Косово Кадри Весели, а также другим участникам Освободительной армии Косово (ОАК). Им вменяют убийства, похищения людей, преследования и пытки. В обвинительном акте утверждается, что Тачи и Весели ответственны за убийство почти 100 человек — причем не только сербов, но и косовских албанцев, представителей других этнических групп и политических оппонентов.

В обвинительном акте говорится, что Тачи и Весели также несут ответственность за действия своих подчиненных. В числе эпизодов, вменяемых лидерам ОАК, есть, к примеру, репрессии по отношению к цыганам, пытки задержанных, которых в том числе заставляли избивать друг друга, расстрелы захваченных в заложники сербов, похищения. Один из случаев массового убийства пленных в акте описан так: 17 июля 1998 года группа из 11 задержанных сербов была переведена в подвал дома в Малишево, а через два дня их погрузили в фургон, вывезли и расстреляли. В обвинительном акте содержится несколько десятков эпизодов преступной деятельности обвиняемых. 

Как объяснила «МБХ медиа» эксперт по Балканам Института мировой экономики и международных отношений РАН Полина Соколова, Специальный суд по Косово — это не международный трибунал, а часть юридической системы этого самопровозглашенного государства. Несколько лет назад правительством Косово был принят закон, которым подтверждается намерение косоваров провести расследование преступлений участников военного конфликта 1998-1999 годов. Это произошло после того, как в 2010 году докладчик парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Дик Марти выступил с отчетом, в котором обвинил албанские власти Косово в незаконной торговле наркотиками и человеческими органами. Среди причастных к преступлениям были названы имена будущих лидеров республики, в том числе полевого командира Хашима Тачи. 

Специальный суд основывает свою деятельность на косовских законах, а в Гааге располагается в рамках договоренностей между Косово и Нидерландами «для обеспечения безопасности свидетелей».

«Тачи многие тогда обвиняли в том, что он будет пытаться отозвать закон [одобряющий создание суда], чтобы прекратить его деятельность. Но этого до сих пор не произошло, — напомнила Полина Соколова. — И то, что лидеры Косово приезжают на допросы и слагают с себя полномочия, может говорить о том, что они действительно готовы предстать перед судом. Как они об этом и заявляют». 

Заявление о том, что в случае утверждения обвинений судом он покинет свой пост, Тачи сделал еще в июне. «Косово должно обеспечить стабильную работу госструктур при всех обстоятельствах», — говорил президент Косово. Накануне, после объявления о своей отставке, Тачи сказал: «Ни при каких обстоятельствах я не могу позволить себе предстать перед судом в качестве президента Республики Косово. Таким образом, чтобы защитить достоинство президентского поста, страны и граждан, я покидаю пост президента».

Эксперт в области международного права коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов добавил, что сейчас на рассмотрении суда уже находятся два дела — против членов ОАК Хасни Гукати и Насима Харадиная, которых обвиняют в запугивании свидетелей, «мести и нарушении тайны судопроизводства», а также Салиха Мустафы — одного из командиров ОАК в 1998-1999 годах. Сейчас все трое находятся под стражей.

Спецоперация сербской полции против албанских сепаратистов
Этнические албанцы несут гроб одного из погибших в ходе полицейской операции против албинских сепаратистов, Косово, 1998 год. Фото: Dusan Vranic / AP
Косово и независимость

В конце 90-х годов в ходе войны в Югославии участились притязания косовских албанцев на независимость. В то время была создана Освободительная армия Косово. Ее лидерами стали в том числе Тачи и Харадинай. «Изначально это была освободительная организация, которая состояла из албанцев. Можно сказать, что ОАК — это военное крыло в движении за независимость. Невоенное крыло возглавлял первый президент Косово Ибрагим Ругова. Но вооруженная деятельность была основным рычагом в 90-х годах», — рассказала Полина Соколова.

В 1999 году столкновения Освободительной армии Косово и полиция Югославии переросли в боевые действия, которые, как выяснилось впоследствии, сопровождались нечеловеческой жестокостью, этническими чистками и похищением людей. Конфликт привел к проведению военно-воздушной операции НАТО. В результате югославская армия была выведена из края, а сам край стал протекторатом международного сообщества. В 2008 году власти Косово, где 90% населения — албанцы, провозгласил независимость и получили признание США, а также ряда западных стран. При этом у Евросоюза единой позиции по вопросу о независимости Косово нет.  

К чему приведет суд над лидерами

Он точно не приведет к возвращению Косово в состав Сербии. Но и Сербия вряд ли отступит со своих позиций, считает эксперт по Балканам Полина Соколова. «В национальном сознании — это самое священное место сербской государственности, где и началась средневековая Сербия, центр ее религиозного расцвета, — сказала Соколова. — И поэтому неслучайно в переговорах существенное место занимает вопрос существования православных церквей и монастырей на территории Косово. Потому что они являются важным достоянием истории Сербии».

Суд над Хашимом Тачи и другими бывшими лидерами Освободительной армии Косово вполне может закончиться реальными сроками для обвиняемых. По мнению Полины Соколовой, для жителей Косово, которые считают этих людей своими национальными героями, это будет тяжелый удар. Сообщение о выдвинутых обвинениях уже вызвало болезненную реакцию со стороны косоваров и спровоцировала внутриполитический кризис. Будущее развитие Косово в связи с этим стало менее предсказуемым, полагает эксперт. В свою очередь для сербов возможный обвинительный приговор бывшим членам ОАК может быть воспринят как реванш, ведь ранее международный трибунал по бывшей Югославии вынес суровые приговоры сербским лидерам — к примеру, лидер боснийских сербов Ратко Младич был приговорен к пожизненному заключению, а президент Сербии Слободан Милошевич умер в гаагской тюрьме, так и не дождавшись приговора. 

«Но вот если приговор будет оправдательным, он может всколыхнуть сербскую общественность», — резюмировала Полина Соколова. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.