Белорусская оппозиция опубликовала проект нового основного закона республики. «МБХ медиа» изучило его вместе с экспертом, чтобы разобраться: как будет устроена система власти в соседней стране, если этот документ станет ее новой Конституцией
О том, что основной закон Белоруссии должен измениться, ранее говорил и сам Лукашенко. Именно с обновленным вариантом конституции, который администрация действующего президента обязалась подготовить к февралю, он связывал выход из случившегося летом политического кризиса. «Государственный» проект предполагалось обнародовать на Всебелорусском народном собрании (ВНС). Однако собрание прошло, а вопрос отложили до 2022 года.
Оппозиция, зная о планах власти, пообещала подготовить собственный вариант основного закона. Организовать группу его авторов лидер белорусского сопротивления Светлана Тихановская уполномочила бывшего спикера Верховного Совета Мечислава Гриба и экс-главу Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолия Лебедько. В среду на сайте политика появился текст, подготовленный под их руководством.
Что будет
Так, Беларусь (или Республика Беларусь, оба наименования признаются официальными и равнозначными, причем именно в такой орфографии) должна стать президентско-парламентской республикой, а не как сейчас — суперпрезидентской.
Парламент будет однопалатным и, судя по всему, избираемым по мажоритарному принципу — то есть без партийных списков. Его название может измениться. Окончательно будет утверждено только после «опроса граждан». Пока вариантов четыре: «Верховный Совет» (так парламент называется и сейчас), «Верховная Рада», «Сойм» (белорусскоязычный вариант слова «сейм» — так называются палаты представителей в Польше, Латвии и Литве), или «Национальное Собрание». В рабочей версии опубликованного текста высший законодательный орган пока именуется «Верховным Советом». В его состав, но новой конституции, войдут 220 депутатов, срок полномочий которых составит четыре года.
«Еще до начала работы была радикальная позиция — превратить Белоруссию в парламентскую республику, [вообще] убрать пост президента. Но пока авторы проекта сошлись на варианте смешанной системы», — рассказал «МБХ медиа» белорусский политолог Валерий Карбалевич.
В целом же, конструкция власти, если этот проект в будущем окажется принят, будет иметь следующие очертания. Президент представляет государство на международном уровне, вносит в парламент кандидатуры премьер-министра, генерального прокурора и главы Национального банка, обладает эксклюзивным правом назначать высшее военное командование и сам является верховным главнокомандующим. Парламент, в свою очередь, утверждает главу правительства, назначает судей Конституционного суда, Верховного суда, Уполномоченного по правам человека в республике и членов Контрольной Палаты (аналог российской Счетной палаты).
К каденциям парламента будут привязаны и сроки полномочий правительства: после избрания нового состава депутатов старый кабмин уходит в отставку и исполняет обязанности до назначения и утверждения нового.
Президент республики, вносящий на голосование кандидатуру премьер-министра, будет обладать правом принять решение о роспуске и досрочных выборах Верховного Совета — в том случае, если парламент три раза подряд не утвердит кандидатуру главы правительства. Правда, на третий раз право внесения кандидатуры премьер-министра переходит от главы государства к самому Верховному Совету. Таким образом, в случае принципиального конфликта двух ветвей власти по поводу главы правительства, парламент будет иметь возможность сам предложить решение, не допуская роспуска палаты представителей.
Более того, в системе сдержек и противовесов новой конституции предполагается, что отправить правительство в отставку сможет только парламент. Однако в случае двукратного выражения недоверия совету министров за один год Верховный Совет может быть распущен президентом.
Глава государства также обладает правом вето в отношении любого закона, принятого парламентом. Преодолеть его Верховный Совет может, лишь проголосовав за законопроект повторно в течение месяца тремя пятыми частями своих голосов. Президент будет избираться на пять лет — это предотвратит возможность совпадения президентских и парламентских выборов в один год.
Как и любой проект подобного рода, текст новой конституции учитывает и негативный опыт других государств. Одно и то же лицо — и это особо подчеркивается в конституции Тихановской — не может быть президентом более двух сроков «в течение своей жизни». Есть и другой интересный пункт: при внесении поправок в конституцию допускается их автоматическое вступление в силу — в случае, если президент не подпишет их в течение пяти дней. Его можно считать страховкой от «казуса Януковича», который в 2014 году попытался, в нарушение всех договоренностей с оппозицией, сорвать процедуру вступления в силу поправок в конституцию Украины, ограничивающих его полномочия. Бывший президент сбежал, отказавшись поставить свою подпись под документом, уже принятым Верховной Радой.
Флаг, герб и язык
Флаг страны определяется как «полотнище из трех горизонтальных равновеликих полос белого, красного и белого цвета». Государственный герб — «пагоня», щит красного цвета с изображением всадника. Девиз государства решили взять с улиц — «Жыве Беларусь!».
Столицей объявляется Минск, государственными языками — белорусский и русский. С оговоркой: «Уважая право каждого выбирать язык общения, государство осуществляет меры по расширению использования белорусского языка для последующего придания ему в Конституции статуса единственного государственного». Впрочем, конкретных сроков «белорусизации» не указывается.
Данный пункт, как и некоторые другие, являются результатом сложного компромисса, объясняет Карбалевич: «В вопросе языка [в белорусском обществе] есть серьезная дискуссия и противоречия. Часть политического сообщества требует одного государственного языка — белорусского, и точка. Но очевидно, что это неприемлемо для оставшейся части».
Права человека
Многие положения белорусской конституции оказались навеяны летними протестами и волной последовавших за ними репрессий. Так, в тексте проекта основного закона появилось положение о свободном интернете: ограничение доступа к сети или к какой-либо ее части для всего населения или для отдельных сообществ, замедление трафика в интернете в целом или в каких-либо его частях не допускается.
Кроме того, конституцией запрещается монополизация средств массовой информации государством, организациями или даже отдельными гражданами. Гарантируются социальные права, в том числе минимальная зарплата. Сама Белоруссия признается социальным государством. Смертная казнь запрещается.
В проекте конституции есть положения в защиту прав женщин («государство содействует продвижению гендерного равенства, гендерного обучения и воспитания»), дискриминация по основаниям гендерной идентичности и сексуальной ориентации запрещается. При этом брак документ по-прежнему определяется как союз мужчины и женщины. Возможность заключать брачный союз для геев и лесбиянок остается по-прежнему закрытой.
При этом в основном законе Белоруссии предлагается закрепить право на жилище, запрет ядерного оружия и свободу митингов: уведомлять о них власти придется только в том случае, если собрание предполагается провести в «местах движения транспорта».
Отдельная статья конституции (как и 51-я в РФ) гарантирует право не давать показаний против себя и родственников, а также признает не имеющими юридической силы доказательства, полученные с нарушением закона.
Конституционные «негарантии»
Ни одна конституция не является стопроцентной защитой от узурпации власти, напоминает политолог Валерий Карбалевич.
«Есть примеры того, как парламентские республики превращались в авторитарные режимы. Главная защиты от диктатуры — это готовность общества защищать демократические идеалы», — убежден он. Он отмечает, что белорусская конституция 1994 года была достаточно демократична, но не помешала Лукашенко захватить власть и внести в 1996 году поправки, с которыми Белоруссия живет до сих пор.Представленный группой Тихановской текст, настаивает эксперт, имеет шанс стать основным законом лишь в том случае, если в стране «победит революция и авторитарный режим будет демонтирован».
Конституционная же реформа, которую анонсировал Лукашенко, устраивается им для самого себя, убежден Карбалевич, и ее единственная задача — помочь президенту удержать власть. Поэтому, считает политолог, маловероятно, что изданный проект группы Тихановской окажет сколько-нибудь заметное влияние на «провластный» вариант, который собираются вынести на голосование в 2022 году.
«Задача нынешней публикации другая: это важная часть политического процесса», — подчеркивает Карбалевич, — «до сих пор власти пытаются представить протестующих как кучку отморозков, хулиганов, которые не предлагают ничего конструктивного. Проект конституции, вокруг которого может объединиться оппозиция, это хороший ответ на такие пропагандистские заявления».