in

«Политизация коммерческих вопросов»: как Китай объявил бойкот западным брендам одежды

«Политизация коммерческих вопросов»: как Китай объявил бойкот западным брендам одежды
Фото: Artem Beliaikin / Flickr

В Китае разгорается новый скандал вокруг мусульманского меньшинства: Госдеп США обвинил власти страны в проведении централизованной кампании против западных производителей одежды, которые отказались закупать хлопок из Синьцзяна — региона, населенного мусульманами-уйгурами, которых преследует китайское правительство. Западные СМИ утверждают, что значительная часть населения Синьцзяна содержится в лагерях, где людей принуждают к рабскому труду. О том, как претензии к соблюдению прав человека в Китае повлияли на модную индустрию — в материале «МБХ медиа». 

Бойкот

«Китайские потребители не будут платить за политкорректность транснациональных компаний, которые обслуживают Запад» — это пример только одного из многих заголовков, появившихся в китайской прессе в последние дни и осуждающих иностранные компании. «Ущемление интересов китайского народа», «оскорбительные высказывания западных компаний» и тому подобное: жесткие отповеди появились едва ли не в каждом крупном СМИ.

Почти во всех публикациях в основном фигурируют два производителя одежды: Nike и H&M. Истерию подогревают не только в медиа, но и на других площадках: к примеру, товары этих марок пропали из популярных китайских интернет-магазинов вроде JD.com и Taobao. Под ударом оказались и другие бренды — так, китайский телеканал CCTV опубликовал в соцсетях подборку заявлений знаменитостей, которые решили расторгнуть контракты с Adidas, Uniqlo, Calvin Klein, Converse и Tommy Hilfiger. В частности, кампанию поддержали популярные в Китае актеры Ван Ибо и Хуан Сюань, а также певица Виктория Сон и ряд других звезд. Тем временем в китайской соцсети Weibo набирает популярность хэштег «Я поддерживаю хлопок Синьцзяна», под которым пользователи выражают солидарность с политикой властей.

Поводом для гонений против иностранных компаний стали заявления Nike и H&M о том, что они больше не будут использовать в своей продукции хлопок из Синьцзян-Уйгурского автономного района. СМИ и правозащитники уже давно привлекают внимание к ситуации в этом регионе: по их данным, в «лагерях перевоспитания» содержатся больше миллиона уйгуров, которых помещают туда по надуманным предлогам. Утверждается, что принудительный труд заключенных используется в том числе при сборе хлопка.

Ответ на санкции?

Многие СМИ обращают внимание, что кампания против зарубежных брендов началась в последние дни, хотя заявления об отказе от синьцзянского хлопка компании сделали уже довольно давно. К примеру, H&M Group еще в октябре 2020 года сообщила, что обеспокоена обвинениями в использовании принудительного труда в Синьцзяне, а также заверила, что не сотрудничает ни с одной фабрикой в этом регионе. Серьезной реакции в Китае это сообщение тогда не вызвало.

Западные СМИ и эксперты считают отказ от синьцзянского хлопка лишь удобным поводом для атаки. По их мнению, настоящая причина гонений на компании заключается в санкциях, которые Евросоюз ввел против Китая 22 марта. Из-за нарушения прав человека в Синьцзяне в «черный список» попали четверо официальных лиц из Китая — им запретили поездки в ЕС и заморозили активы на территории Европы. Ранее ограничительные меры против Китая из-за ситуации в Синьцзян-Уйгурском автономном районе также ввели Великобритания, США и Канада.

О скоординированной кампании против иностранных фирм, курируемой властями КНР, уже напрямую заявили в Госдепе США. Целью Китая стали американские, европейские и японские предприятия, которые отказываются использовать хлопок из Синьцзяна, сообщила журналистам заместитель пресс-секретаря Госдепартамента Джалина Портер. По ее словам, это равносильно государственному «корпоративному и потребительскому бойкоту». В свою очередь, представитель министерства торговли Китая Гао Фэн заявил, что страна не будет мириться с силами, «позорящими и порочащими чистый и безупречный синьцзянский хлопок». «Китайские потребители действовали в ответ на так называемые бизнес-решения, принятые некоторыми компаниями на основе ложной информации. Мы надеемся, что соответствующие компании будут уважать рыночные законы, исправлять неправильные методы и избегать политизации коммерческих вопросов», — добавил чиновник.

Для самих компаний реакция китайских властей может иметь серьезные экономические последствия: к примеру, для H&M Китай является одним из пяти крупнейших рынков и дает 5,2% от общемировой выручки.

Лагеря, слежка и допросы

Ситуация в Синьцзяне, расположенном на западе Китая, уже довольно давно привлекает внимание международных правозащитников. Особенность региона заключается в том, что он почти наполовину населен мусульманами-уйгурами, которые культурно ближе скорее к народам Центральной Азии, чем к китайцам. Последовательная дискриминация уйгуров со стороны властей Китая не раз приводила к терактам и другим вспышкам насилия.

Примерно с 2014 года стала появляться информация о строительстве в Синьцзян-Уйгурском автономном районе исправительных лагерей для уйгуров, но вплоть до осени 2018 года китайские власти отрицали существование этих учреждений. По версии официального Пекина, речь идет о «центрах профессионального обучения и повышения квалификации», которые также направлены на профилактику терроризма среди мусульманского населения. Напротив, в западной прессе их называют «мусульманским ГУЛАГом». 

Правозащитники и бывшие заключенные лагерей рассказывают о жестокости и тяжелых условиях. По их словам, в некоторых случаях уйгурам после задержания предоставляют длинный список правонарушений, среди которых нужно по собственному желанию выбрать одно, за которое тебя отправят в лагерь. По словам некоторых женщин, которым удалось выйти на свободу, среди этих правонарушений перечислялись даже повседневные вещи вроде ношения хиджаба, совершения намаза или контактов с родственниками за рубежом. При лагерях специально строятся фабрики, на которых заставляют работать заключенных.

Даже после освобождения из лагеря люди продолжают находиться под тотальным наблюдением властей. Для контроля над населением в Синьцзяне была создана система, не имеющая аналогов нигде в мире и напоминающая классические антиутопии. За людьми повсюду следят камеры с распознаванием лиц, а каждому жителю присваивается определенный рейтинг в системе «социального кредита» — от него зависит, например, сможет ли человек получить доступ в те или иные магазины. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.