in

Кашин против Хабиба: почему журналист считает, что известному спортсмену стоит уехать в село. И как это возмутило кавказцев

Олег Кашин. Фото: личная страница в Facebook

Мир смешанных единоборств опять ворвался в российскую политическую повестку. На турнире в Москве, где были российские бойцы и бойцы из Средней Азии, произошла потасовка. Олег Кашин, комментируя этот случай в эфире радио «Комсомольская правда», сказал, что смешанные единоборства в России стоит запретить, а наиболее успешному бойцу смешанных единоборств из России, чемпиону UFC Хабибу Нурмагомедову место в его родовом дагестанском селе. Эти слова вызвали бурю негодования среди кавказцев. Мы поговорили об этом с самим Кашиным.

«Очередное ЧП на турнире по ММА должно, я считаю, стать поводом для выяснения, нужны ли в России смешанные единоборства? Я считаю, что, когда у нас есть набор современных героев — летчик, посадивший самолет в кукурузу, спортсмены какие-нибудь олимпийцы великие, и Хабиб Нурмагомедов… Конечно, этот Хабиб лишний. Хабибу место в его родовом селе, а не на мировой арене представлять Российскую Федерацию”, — сказал Олег Кашин и пожелал, чтобы смешанные единоборства были запрещены в России, потому Россия должна быть страной «великой культуры, великой науки и великого настоящего спорта». «Русский не должен падать в России перед Хабибом. Слово не страшное. Страшное слово смерть. Слово Хабиб смешное, поскольку он, скорее, такая комическая фигура, которая дискредитирует Россию на мировой арене»,  — без обиняков охарактеризовал спортсмена Кашин. Ему после этих слов в сетях пришлось столкнуться с потоком оскорблений со стороны фанатов Нурмагомедова.

«Угроз от “хабибистов” поступило довольно много. Большей частью они довольно комично выглядят. Ну,традиционное, прежде всего чеченское, конечно, типа “Эй, брат, дай телефон, мы с тобой поговорим”», — рассказал Олег Кашин «МБХ медиа». «Всегда угрозы по умолчанию вызывают тревогу, не знаю, насколько она может быть серьезная. Надеюсь, не очень. Но, по крайней мере, те, скажем так, упреки в не очень высокой цивилизованности многие комментаторы оправдывают своими сообщениями. Надеюсь, что вербальные угрозы так и останутся вербальными», — пожелал журналист.

«Да я даже не хочу комментировать такое. Это же обычные завистники и хейтеры. Их никто не отменял», — коротко прокомментировал в СМИ слова Кашина отец Хабиба, Абдулманап Нурмагомедов. Более развернуто высказался Камил Гаджиев — глава компании Fight Nights Global, устраивающей бои по правилам MMA, преимущественно на территории России. Гаджиев назвал Кашина «обиженным», подметил, что журналист уже несколько лет живет в Англии и потому непонятно, какую страну он называет своей. Он также указал на фактические ошибки в высказывании журналиста. «Кашин даже не подготовился. Если бы он про ММА почитал, то не называл бы их боями без правил», — сказал mma-промоутер.

«Я, естественно, не спортивный обозреватель, я политический обозреватель и смешанные единоборства в моей картине мира последний год — это нападение бойцов смешанных единоборств на защитников сквера от храма в Екатеринбурге (нашумевшая история, когда спортсменов использовали как наемных бандитов и громил), такая же история, когда их использовали как громил и бандитов на выборах в Петербурге, когда они избивали наблюдателей при молчаливой поддержке полиции, ну и наконец и личное — известный боец  чемпион смешанных единоборств Данила Веселов сидит в тюрьме,  человек, которому предъявлено обвинение в покушении на меня. Поэтому поводов относиться к бойцам смешанных единоборств как к потенциально криминальной пехоте у меня достаточно — и как у частного лица, и как у человека, занимающегося политическими темами», — изложил свою позицию Кашин.

Хабиб Нурмагомедов. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Национальный спорт

Кашин был атакован в интернете кавказцами не просто потому, что задел Нурмагомедова. Кашин требовал запретить MMA, а к MMA именно у кавказцев особенное отношение. «На контракте в UFC 17 спортсменов из Дагестана — больше, чем из любого другого российского региона», — писала “Лента” в 2018 году. И эти спортсмены выступают успешно. Однажды было подсчитано, что более 20 дагестанских бойцов, в разное время выступавших в боях, выигрывали 87% процентов своих боев в MMA (в этой статистике по ошибке были подсчитаны два чеченца). Все победы дагестанцев остаются российскими победами. У Хабиба таких побед 28, а проигрышей нет совсем. «Поздравляю, Россия, у тебя наконец есть мировой чемпион», — сказал президент UFC Дана Уайт после победы Хабиба на 223-турнире этого промоушена. Хабиб — единственный российский чемпион в современной истории UFC.

Олег Кашин, однако, не видит Хабиба героем российского спорта.
В разговоре с «МБХ медиа» он упоминает, что до него дошла «нашумевшая дискуссия» по поводу того, что Нурмагомедов не выходит в октагон с российским флагом. «Очевидно, он не хочет ассоциироваться с Российской Федерацией, ему приятнее быть такой межнациональной фигурой, символом буквально исламизма, а исламизм — радикальный исламизм, как мы пониманием — это такая одна из ключевых угроз современного мира, как в России, так и на Западе». Кашин считает, что даже если Хабиб и приносит России спортивную славу, он как ролевая модель спорная и «подлежит каким-то дискуссиям, а не единодушному одобрению».

Сам Хабиб Нурмагомедов не комментировал ситуацию, но сегодня в его инстаграмме появился пост, по-видимому, косвенно связанный с высказываниями Кашина. «Самый большой минус в популярности я нашёл — это когда люди думают или же называют тебя примером для подражания. Я таким не являюсь и никогда не хотел быть таким. Я мусульманин и как для верующего человека у нас в религии есть пример для подражания, это посланник Аллаха — Мухаммад ( да благословит его Аллах и да приветствует). Я считаю, что ни я и ни один боец и вообще ни одна знаменитость не заслуживают этого права — быть примером для подражания. Я могу научить людей в сфере единоборств, но в жизненных ценностях мы все нуждаемся в наставлениях и в напоминаниях», — смиренно высказался Нурмагомедов.

 

В разговоре Олег Кашин признает, что его слова стали предметом не околоспортивного спора, а межнационального. «У меня ощущение, что это столкновение не с болельщиками, а с конкретной общиной этнической и, наверное, это надо иметь в виду. Разжигание розни — это, конечно, зло, но [есть] вопрос, что считать рознью и как к ней относиться. На страже межнационального единства России стоит полиция, стоит ФСБ, стоит Генеральная прокуратура, стоит Путин. Пускай стоят, я не думаю, что без меня им будет как-то хуже и грустнее», — сказал журналист, по всей видимости, отделив себя от стражников межнационального единства. «Я считаю, [существуют] слишком много противоречий внутри России и внутри межэтнических отношений в смысле федерализма, который тоже довольно криво сегодня устроен объективно», — пояснил журналист.

«Мы переживали за тебя, смотрели бой, гордимся тобой, не поддавайся на провокации. Это номер, на который ты можешь позвонить в любой ситуации, если что-то пойдет не так. Выше голову», — по рассказам, говорил Владимир Путин Хабибу после его скандального боя с Конором Макгрегором.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.