Главная рекомендация, звучащая в разгар пандемии коронавируса — без особой необходимости не выходить из дома. Но как быть тем, у кого этого дома нет? Мы узнали, какие меры принимаются в отношении бездомных и где они могут оказаться, если власти введут режим ЧС.
Какие меры применяются сейчас
Решения о работе и мерах в отношении столичных бездомных принимаются через Центр социальной адаптации имени Глинки, подчиненный департаменту труда и социальной защиты населения Москвы. В самом департаменте нам ответили, что городские социальные службы не приостанавливают работу с бездомными, а усиливают ее и предпринимают новые профилактические меры. В самом центре адаптации и его филиалах бездомные, как и раньше, получают социальные услуги в срочной и полустационарной форме.
Срочные социальные услуги — это обогрев, душ и дезинфекционная обработка, предоставление чистых вещей и места для ночлега. На улицы города продолжает выезжать мобильная служба «Социальный патруль», а сотрудники Центра социальной адаптации по-прежнему предлагают людям помощь в обогреве, питании, социализации, проводят разъяснительные беседы и оказывают первую доврачебную помощь.
Сотрудники центра следят за состоянием здоровья своих подопечных и проявлением у них любой симптомов заболеваний. Кроме ежедневного измерения температуры, в Центре социальной адаптации и его филиалах организован ежедневный медосмотр находящихся там людей, производится обеззараживание воздуха с использованием бактерицидных облучателей закрытого типа и ежедневная дезинфицирующая уборка. Бездомным выдаются кожные антисептики для обработки рук, им постоянно напоминают о профилактических мерах, рассказывают, как защитить себя от коронавируса, гриппа и других инфекций.
В приемном отделении Центра социальной адаптации, пунктах оказания срочной социальной помощи и в мобильных пунктах, расположенных на привокзальных площадях, у бездомных граждан, которые обратились за помощью, измеряется температура. Если есть необходимость, то сотрудники незамедлительно вызывают скорую помощь, которая может госпитализировать бездомного вне зависимости от того, есть ли у него документы или нет, сообщает пресс-служба департамента.
В департаменте отмечают, что профилактические меры проводятся и для самих сотрудников Центра социальной адаптации и патруля — при выезде на улицы города сотрудники снабжаются масками. В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора, в центральном учреждении и его отделениях введен усиленный режим уборки с применением дезинфицирующих средств.
Что будет в условиях режима ЧС
В департаменте не ответили, где власти разместят бездомных в случае введения в городе режима ЧС, но сообщили, что в Центре и его филиалах всегда есть свободные места. По словам благотворительной организации «Ночлежка», бездомные люди могут попасть в такие государственные филиалы на определенных условиях. Сейчас, чтобы попасть в дом ночного пребывания, человек должен иметь паспорт и не иметь действующей регистрации где бы то ни было. А чтобы человек мог заселиться в круглосуточный приют ЦСА в Москве, у него должен быть паспорт с последней регистрацией в столице. Но одна из основных причин бездомности — трудовая миграция. Это значит, что на улицах обоих городов оказываются тысячи людей из других регионов, кто-то остается вовсе без документов, у кого-то сохраняется регистрация в родном городе. «Ночлежка» направила обращения к властям Петербурга и Москвы с просьбой позаботиться о бездомных людях во время пандемии и изменить условия приема в центры социальной адаптации.
“Бездомные — это невидимые люди”
По словам представителей департамента, работа с некоммерческими организациями происходит в прежнем режиме – со многими из них подписаны соглашения о совместной деятельности, а в пункте оказания срочных социальных услуг общественные и благотворительные организации раздают еду.
Православное народное движение «Курский вокзал Бездомные, дети» сообщило, что работа движения во время пандемии никак не изменилась, возле вокзала по-прежнему кормят супом и раздают лекарства, работе волонтеров никто не мешал. Сами волонтеры как правило работают в масках, хотя это только рекомендация.
Как рассказал социальный работник движения Ольга Александровская, «ни в одном распоряжении речи о бездомных сейчас нет, это невидимые люди»
Директор московских филиалов центра «Ночлежка» Дарья Байбакова рассказала «МБХ медиа», что сейчас у центра нет информации по поводу специальных государственных программ для бездомных, но в целом рекомендации здесь будут ровно такими же, как и для всех. «Бездомные люди от других людей ничем не отличаются, им бывает действительно сложнее самоизолироваться, потому что они не могут остаться дома, а все остальные рекомендации общие для всех нас. Мы, например, приостановили работу проектов “душевая”, “консультационная служба”, “культурная прачечная” из соображений безопасности, чтобы не способствовать распространению вируса, но при этом у нас продолжают работать наши приюты, пункты обогрева и ночной автобус, это минимальный набор помощи, чтобы люди не голодали, им было куда пойти и чтобы они не замерзали и не умирали на улице. Но во всех этих проектах мы рассказываем клиентам о рекомендациях по профилактике из официальных источников, говорим про важность сократить контакты, мыть руки, во всех проектах есть антисептики, мы увеличил их количество, увеличили количество уборок, увеличили проветривание»
Байбакова также сказала, что важная часть работы с бездомными в условиях пандемии — информирование. «Бездомные часто не обладают информацией, которая есть у нас, потому что у них может не быть доступа к социальным сетям и интернету, Важно им все это рассказывать, что они не боялись симптомов, могли вызвать скорую и старались соблюдать рекомендации в силу своих возможностей».
Как будет реагировать центр в случае введения режима ЧС, Байбакова не может сказать точно: «Мы реагируем на фактическую обстановку и будем реагировать, если что-то изменится. Действительно, бездомным некуда пойти в случае комендантского часа. Мы надеемся, государство подумает о тех людях, которые не могут уйти с улицы»
Можно с уверенностью сказать, что о государственной программе и мерах профилактики по содержанию бездомных во время пандемии не слышала ни одна некоммерческая организация, а жизнь самих бездомных пока не изменилась. Кроме того среди бездомных большой процент пожилых людей с ослабленным иммунитетом, они и являются наиболее уязвимой для заражения группой.
На данный момент департамент труда и социальной защиты населения Москвы утверждает, что мест в центрах адаптации хватит на всех бездомных, однако из-за правил приема в центр люди без паспорта и без недействующей московской регистрации продолжат оставаться на улице.
Самоизоляция бездомных в Европе и США
Для размещения бездомных мэрия Барселоны открывает выставочные павильоны и более 200 туристических апартаментов, пишет El Periodico. Ранее Министр обороны Испании сказала, что ВС Испании помогут бездомным едой и припасами.
В Лос-Анджелес губернатор поручил местным органам власти выкупить сотни объектов по всему штату — отели, мотели, базы отдыха — для размещения наиболее уязвимых бездомных,
для этого выделили 150 миллионов долларов на чрезвычайное финансирование, из них 100 миллионов пойдут для увеличения вместимости жилья и увеличения жилья для ЧС, 50 миллионов будут направлены на покупку туристических трейлеров и аренду гостиниц, мотелей и других объектов для предоставления укрытия для бездомных.
Правительство Сан-Франциско сейчас рассматривает школьные аудитории, церковные залы и государственная собственность как потенциальное убежище для бездомных, кроме того штат арендовал четыре отеля.
Правительство Лондона выделило 3,2 миллиона фунтов стерлингов, чтобы обеспечить дополнительное жилье для бездомных, которые нуждаются в самоизоляции. Кроме того британское правительство объявило о трехмесячном запрете на выселение из частных и социальных жилищ.
В наиболее зараженной стране Европы – Италии ввели строгие меры по сдерживанию распространения вируса, но бездомные Рима продолжают оставаться на улице, кроме того у итальянских бездомных нет возможности получить еду, все магазины города закрыты. Сейчас помощь им оказывают работники Красного Креста.