in

Как в Белоруссии арестовали на 10 суток сына бывшего председателя Верховного Совета БССР. Рассказ родителей

Политик Станислав Шушкевич в своей квартире во время интервью
Станислав Шушкевич-старший. Фото: Виктор Драчев / ТАСС

Станислав Шушкевич был задержан в Минске 4 ноября и на следующий день арестован на 10 суток за репост в фейсбуке. Его родители — бывший председатель Верховного Совета БССР Станислав Шушкевич и его жена Ирина  —  рассказали «МБХ медиа» о том, как задержали их сына и почему его преследуют. 

Чуть больше недели назад в квартиру Станислава Шушкевича-старшего и его жены Ирины пришли несколько человек в штатском. “Они начали звонить в квартиру, но на мои вопросы: “Кто там?”, –– не отвечали”. Ирина вызвала милицию и после этого открыла дверь. 

Звонившие сказали, что они сами из милиции, показали удостоверение. Они искали Шушкевича-младшего  —  как говорит Ирина, их сын прописан в этой квартире, но живет в соседнем подъезде. Ирина предложила милиции отправиться туда. Сотрудники попросили Ирину проследовать с ними, чтобы Шушкевич открыл им дверь, но она отказалась и вернулась в квартиру. Милиционеры начали звонить снова и требовать осмотреть уже квартиру супругов. Ирина ответила, что без санкции прокурора их не пустит. Те долго продолжали звонить и даже стучать, потому что Ирина отключила звонок, но потом ушли.

“Я написала в Службу собственной безопасности,  —  рассказывает Ирина, — и после этого они стали более осторожны: на следующий день принесли видеорегистратор, но меня не было дома. Дверь открыл муж”. Милиционеры показали ему постановление, посмотрели квартиру — это был не обыск, а именно осмотр, во время которого жилец показывает квартиру сам — и ушли. 

После этого из их квартиры пропали ключи от квартиры сына  —  Ирина полагает, что их мог забрать кто-то из сотрудников, чтобы проникнуть в квартиру Шушкевича-младшего. В квартире сына спешно поменяли замок.

Станислав Шушкевич-младший, задержанный в Минске за репосты в Facebook
Станислав Шушкевич-младший. Фото предоставлено родственниками

4 ноября, когда Ирина с сыном Станиславом выходили из лифта, в подъезде из ждали несколько сотрудников правоохранительных органов в штатском. Они надели на Станислава наручники, провели осмотр в его квартире. По словам Ирины, милиционеры вели себя “корректно”. Они забрали четыре флешки, а техники, которую обычно изымают при обысках, в квартире не было. В РУВД «Октябрьское», куда увезли Станислава, ему разрешили передать необходимые лекарства — Ирина рассказывает, что у Шушкевича-младшего слабое здоровье. 

В РУВД Шушкевич провел ночь и утро. После этого выяснилось, что на него завели административное дело за репосты в фейсбуке. “Суд прошел очень быстро, и после этого его сразу отправили на Окрестина”, – рассказывает Ирина.

Станиславу дали 10 суток и штраф размером 40 базовых величин, то есть 32406 российских рублей. Ирина объяснила, ссылаясь на адвоката, что присутствие защитника на таких делах может спровоцировать еще более строгий приговор, поэтому на самом суде его не было. 

“Это за то, что он участвует в оппозиционных митингах и сам относится к оппозиции, –– уверена Ирина. –– И, конечно, за фамилию”.

О каких конкретно репостах идет речь – неизвестно. По словам Ирины, постановление суда не может увидеть никто, кроме самого подсудимого и его адвоката. “Я думаю, что интерес к нему возник из-за политических убеждений его отца. И то, что отец тоже всю жизнь был в оппозиции, это не секрет. Сейчас отец сам не может участвовать в митингах протеста, поскольку плохо себя чувствует”, –– говорит Ирина. Она и Шушкевич-старший опасаются, что за 10 суток, во время которых их сын будет отбывать наказание, ему могут “пришить” какое-нибудь уголовное дело. Ирина вспоминает, как арестовывали Виктора Бабарико и его сына: “За политику сажают, а потом объясняют, что это за экономику”. 

Станислав Шушкевич старший – известный политический деятель Белоруссии: он занимал пост председателя Верховного Совета БССР, в этом качестве он подписал Беловежские соглашения, благодаря которым Белоруссия стала независимым государством. Возглавлял комиссию по разработке Конституции Белоруссии. В нынешних белорусских протестах Шушкевич, как и его сын, поддерживал оппозицию. Шушкевич-старший считает, что арестом сына белорусские власти хотят надавить на него. “Сейчас они дали ему 10 суток, и я думаю, что за это время они придумают ему какое-нибудь дело. Я расцениваю все это как выпад против меня. Сейчас я нахожусь в самоизоляции, потому что я омерзительно себя чувствую. Но поскольку ко мне часто обращались, они решили меня придавить”, –– говорит он. В последнее время Шушкевич-старший много критиковал действия белорусской власти и Александра Лукашенко в СМИ и поддерживал действия оппозиции. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.