Москва готовится перейти к раздельному сбору мусора, соответствующее постановление приняло правительство города. К концу 2019 года во всех районах столицы появятся контейнерные площадки с несколькими емкостями под различные виды отходов. С января 2020 года отдельно начнут собирать пластик, стекло, бумагу, картон, алюминий, стекло. Остальные отходы будут по-прежнему накапливаться в существующих контейнерах.
Руководитель направления по работе с органами власти движения «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша и руководитель движения в московском регионе Валерия Коростелева рассказали «МБХ медиа», что столица может полностью перейти на систему раздельного сбора отходов за три года, но постановление выглядит скорее как отчет перед прямой линией с президентом Владимиром Путиным.
Отчет перед президентом
«Для того, чтобы наладить переработку мусора, нужно сначала изучить, какие отходы производит город и сколько их. Потом необходимо проанализировать, какие отходы уже сейчас могут быть переработаны, какие отходы могут быть переработаны, но не хватает мощностей, и какие отходы в принципе не могут быть переработаны, потому что нет таких технологий», — рассказала Анна Гаркуша.
От неперерабатываемых отходов нужно отказаться настолько, насколько это возможно: «У нас в законодательстве уже прописана иерархия по обращению с отходами. Там написано, что сначала нужно максимально предотвратить появление мусора. То есть, если мы можем не пользоваться этим, то мы не должны этим пользоваться. А то, что перерабатывается, мы должны собирать раздельно и направлять на переработку».
Важно следить, чтобы отсортированные отходы не перемешивались с пищевыми. Когда это удастся, можно использовать пищевые отходы, к примеру, для компостирования.
Очень важно работать с населением, учить разделять мусор, поощрять это. Какие-то нормы, как считает Гаркуша, нужно делать обязательными: «Если в кафе есть свет и вода, то оно вполне может пользоваться не одноразовой посудой, но пока государство не заставляет, оно будет это делать. Потому что народу много, нужно быстро всех обслужить, конкуренция большая. А если все кафе откажутся от одноразовой посуды, то конкуренции в этом вопросе уже не будет».
Внедрить раздельный сбор мусора и научить людей им пользоваться можно за три года, но сколько времени понадобится государству — совсем другой вопрос. «Можно расценивать это как попытку отчитаться перед президентом перед прямой линией. С другой стороны, хорошо, если эта работа начинается», — сказала Гаркуша.
Раздельный сбор на нулевом этапе
Руководитель движения «РазДельный Сбор» в московском регионе Валерия Коростелева тоже считает, что постановление Правительства Москвы — только отчет перед Путиным: «Это выглядит как отмазка перед начальством — Кремлем — насчет того, что они будут стараться решать проблему отходов, не отправляя их в Шиес».
Похожее постановление уже было принято в 2014 году. Тогда Правительство Москвы заключило девять контрактов по реализации постановления на 15 лет. Но в этих контрактах прописаны изменения только на три года, а остальные 12 лет, по их логике, ничего меняться не должно. «За три года эти контракты более-менее реализованы, но дальнейшей работы не было, поэтому ничего не изменилось», — рассказала Коростелева.
В новом постановлении тоже нет ни долгосрочных целей, ни какой-либо конкретики. А тем временем раздельный сбор мусора в Москве как был, так и остается на нулевом этапе.
Причем переработка отходов гораздо дешевле, чем сжигание и захоронение: «Мы в прошлом году подсчитали, что если Москва будет грамотно и четко заниматься своими отходами самостоятельно, то она будет экономить на этом миллиарды рублей в год и зарабатывать в бюджет города еще миллионы рублей. Потому что это целая новая отрасль экономики». Окупаться переработка мусора начнет очень быстро — всего через два года, а сжигание или захоронение отходов может не окупаться и несколько десятков лет.
В Москве и области, по словам Коростелевой, достаточно заводов по переработке вторсырья: «В Московской области 432 перерабатывающих предприятия. В Москве есть еще чуть поменьше. У нас нет точных данных, но, по нашим оценкам, их несколько десятков». Сейчас они не работают на полную мощность — не хватает отсортированного мусора. Если же их загрузить на 100%, то они справятся со всеми московскими отходами.
Причина, по которой столица отказывается от такой выгоды, одна — все, кто связан со сжиганием и захоронением отходов, не хотят лишаться прибыли: «Москва — очень богатый город. Причем не только деньгами, но и мусором. Владельцы полигонов, перевозчики мусора, строители мусоросжигательных заводов не хотят терять свои деньги. Для них это очень простой заработок. Владелец полигона за каждый заезд машины получает несколько десятков тысяч рублей. С мусоросжигательным заводом так же, еще и государство дает вам монополию. За отправку каждого вагона на Шиес деньги будут получать владельцы вагонов и железных дорог». В итоге переработки мусора все еще нет, зато появляются новые мусороперерабатывающие заводы и полигоны.