Врачи российских поликлиник и стационаров жалуются на перегрузку: из-за большой доли ложных результатов тестов пациенты с трудом попадают на больничную койку, а потом не могут вовремя ее освободить. «МБХ медиа» рассказывает, почему тест на коронавирус фактически перестал использоваться для постановки диагноза COVID-19.
Врачи возмущены перегрузкой поликлиник из-за ложных результатов тестов на коронавирус, рассказал «МБХ медиа» врач-рентгенолог из московской поликлиники, который попросил не называть его имя. Аналогичные жалобы появляются в соцсетях. Врач из Санкт-Петербурга рассказал об огромных очередях в поликлиниках из-за того, что пациенты с подозрением на COVID-19 перед госпитализацией или помещением на карантин должны проходить компьютерную томографию (КТ), без которой невозможна постановка диагноза и госпитализация. «Очередь на КТ доходит до пяти часов. В очереди вперемешку находятся как люди с уже подтвержденным диагнозом COVID-19, так и еще не обследованные», — говорит он. Из-за ненадежности тестов на коронавирус КТ стала главным способом постановки диагноза. Проблемы медучреждений усугубились из-за небывалой нагрузки, организационного хаоса и нехватки оборудования.
Качество тестов
Результаты мазков приходят через неопределенный срок — от трех дней до недели, возмущается рентгенолог в разговоре с «МБХ медиа». Проблемы с задержкой результатов тестов в интервью «Известиям» признавал главный специалист по лучевой и инструментальной диагностике департамента здравоохранения Москвы Сергей Морозов: «К тому же получение результата ПЦР занимает достаточно много времени — минимум два дня».
«То, что ожидание результатов бесплатных тестов занимает почти неделю — это правда. Но зато они бесплатные. Есть тесты, результат которых приходит за сутки. Стоимость — 600 рублей. Можно такой тест сдать и по ОМС», — сказал «МБХ медиа» директор Санкт-Петербургского НИИ фтизиопульмонологии Петр Яблонский, который участвует в межведомственной рабочей группе по противодействию коронавирусной инфекции при губернаторе Санкт-Петербурга.
Врач из поликлиники говорит, что неразберихи добавляет качество тестов. «Первый тест отрицательный — вы здоровы. Второй положителен — вы больны. Третий отрицателен — вы здоровы. Качество тестов и их достоверность даже уже не под вопросом», — говорит он.
«Я консультировал снимки женщины, у которой четыре теста были отрицательные, а клиническая картина и компьютерная томограмма — типичная для COVID-19. Успокоил и огорчил ее — это коронавирус. Пошла лечиться», — говорит Яблонский. Именно поэтому для постановки диагноза необходима КТ, указывает он: «Сегодня есть негласное правило — больные прежде всего обследуются на компьютерном томографе. Если есть отрицательный тест, но есть положительная рентгенограмма, мы научились видеть это».
За время эпидемии подход к тестам у российских медиков изменился. В первые недели до получения положительного результата теста специальное лечение не начиналось, говорил Морозов: «Клиницисты исходили из того, что, раз конкретный вирус не идентифицирован, схемы лечения от него применять нельзя. Сейчас стало понятно, что в условиях увеличения числа заболевших ждать результата ПЦР нельзя — надо лечить быстрее».
«Фактически, в клинической практике врачи не используют эти тесты, за исключением выписки. Людей кладут в больницу и ставят диагноз не дожидаясь теста», — говорит президент «Лиги защиты пациентов» Александр Саверский.
Есть ли коллапс в стационарах и поликлиниках
«Очаги инфекции сейчас — лечебно-профилактические медицинские учреждения. Это вина Роспотребнадзора: больных не сортировали, ковидные больные лежали не с ковидными, — говорит Саверский. — Из-за задержки результатов тестов людей слишком долго держат в стационаре, и поэтому у нас по статистике очень мало выздоровевших».
Распространение коронавируса в больницах тоже имеет место быть, признает Яблонский: «Коронавирус никто не ждал, персонал не был экипирован. Результат налицо — сотни человек из персонала болеет. Не буду называть адреса, у нас есть учреждения, где уже половина личного состава заболела, потому что и администрация недопоняла, и пациенты принесли инфекцию, конечно».
Пациентов выписывают из больницы после второго отрицательного теста на коронавирус, говорит Яблонский: «Стационары действительно сегодня загрузились тяжелыми больными, и темп выписки снизился, потому что нельзя выписывать тяжелобольных. Количество новых случаев не увеличивается, но тяжесть больных нарастает. В какой-то мере для решения этой проблемы придуман “Ленэкспо” (выставочный комплекс в Санкт-Петербурге, оборудованный для госпитализации зараженных коронавирусом. — “МБХ медиа”). Там больные уже будут дожидаться результатов теста под наблюдением врачей». Других способов, чтобы признать человека здоровым, кроме теста, нет, говорит профессор, пульмонолог из Центрального научно-исследовательского института туберкулеза Евгений Шмелев.
Из-за того, что КТ стало главным способом обнаружения коронавирусной пневмонии, рентгенологами приходится работать по 12 часов в день в нарушение техники безопасности. Врач из поликлиники рассказал «МБХ медиа», что из-за этого медики вынуждены носить памперсы, так как не могут снять спецодежду. Такие меры предосторожности он считает не обязательными, так как они не контактируют с пациентами. «Мы не можем выйти из кабинета, так как за дверью сидят пациенты. Нельзя ни поесть, ни попить. Если это увидят, то штраф, выговор. Смены можно было организовать хотя бы по 6 часов. После этого перерыв. Но на это не хватит комбинезонов. Их надо снять и обработать, а они рвутся. Именно поэтому у нас смены по 12 часов, хотя по приказу №101 о сокращенном времени работы, рентгенолаборанты не могут работать более шести с половиной часов из-за лучевой нагрузки», — рассказал собеседник. Вдобавок ко всему этому, в больнице не хватает оборудования, например, пульсоксиметров, рассказал он.
Он для снятия нагрузки с поликлиник предлагает определять коронавирусную пневмонию при помощи аускультации легких, то есть выслушиванием звуков. Пульмонолог Шмелев не согласен с таким предложением: «Коронавирусную пневмонию нельзя определить аускультативно, это шарлатанство. Это большой шаг к допущению ошибок». Он поясняет, что аускультативный момент особенно сложно использовать с пожилыми людьми и людьми с лишним весом. Вдобавок не все врачи к этому готовы: «Все — урологи, глазники и так далее — сейчас запущены для работы с этими пациентами, у них не такого опыта. А пульмонологов просто не хватает». «Если появились признаки респираторного заболевания, надо не затягивая делать КТ», — заключает он.
«Если врачи жалуются, то либо они не знают инструкций, которые везде доступны, либо на местах просто плохо работает организация здравоохранения», — прокомментировал профессор Шмелев.
По подсчетам «Медиазоны», в России каждый 15-й умерший от COVID-19 — медик, что в 16 раз больше, чем странах с сопоставимыми масштабами эпидемии.
Откуда берутся ложные результаты тестов
«Специфичность и чувствительность тестов сегодня недостаточно высоки. У нас есть как ложноположительные, так и ложноотрицательные результаты. Это связано с изменчивостью вируса с одной стороны, с другой — с несовершенством технологии», — рассказывает Яблонский.
Саверский считает, что полностью оценить уровень зараженности населения при помощи массового тестирования невозможно: «Если у человека вирус в активной фазе — есть шанс что-то увидеть, в инкубационном периоде он ничего не покажет».
Саверский отмечает, что дополнительная погрешность в тестировании появляется из-за неправильного забора анализа и транспортировки.
«Ошибочное, неправильное введение введение турунды, тампона или зонда в нос приводит к ложно отрицательному результату… Это нужно вставить в носоглотку сантиметра 4 — нужно тренироваться. Обученные сестры делают это правильно. Когда медсестре дали набор и сказали иди, возьми тест — это работает очень плохо», — рассказал каналу «Русские норм» гендиректор медицинской компании «Инвитро» Александр Островский. При помощи мазка из носоглотки не получается выявить коронавирус, если болезнь находится на более поздней стадии, когда инфекция «опускается» в бронхи, — говорил Морозов. Также на неточность результатов тестов влияет «огромная» нагрузка на лаборатории, говорил он.
В Минздраве оценивали долю ложных результатов тестов в 30%. Такие же оценки дают по существующим в мире тестам европейские ученые. Тесты полезны для оценки масштаба эпидемии, но их практическое значение на индивидуальном уровне ограничено, сказал представитель центра общей медицины Католического университета Бельгии Патрик Ванкрункелсвен. В США точность тестов оценивается в 15-25%.
«Проблемы есть у всех стран. Точность тестов далека от идеальной. В России ситуация осложняется тенденцией чиновников скрывать проблемы и нацеленностью на импортозамещение и «защиту» отечественного производителя, что крайне вредит отрасли», — сказал «МБХ медиа» руководитель научной экспертизы фонда Inbio Ventures Илья Ясный.