Официально «самоизоляция» началась чуть больше недели назад, но многие работают на удаленке и сидят дома гораздо дольше. Катерина Брудная-Челядинова создала группу в фейсбуке «Изоизоляция», где люди копируют шедевры живописи, не выходя из дома. За неделю группа набрала почти 220 тысяч участников, на ее странице — тысячи нетривиальных «репродукций» картин от уморительно смешных до близких к настоящему искусству. Катерина рассказала нам, как группа спасает от грустных новостей, дарит хорошее настроение и помогает людям поддерживать друг друга.
— Екатерина, как вам пришла идея создать эту группу?
— Люди давно косплеят известные картины, это не я придумала. Наверное, я видела давно похожие работы в ленте новостей. Оказывается, есть флешмоб от музея Гетти, который появился чуть раньше нашего, но мы узнали об этом после.
Три недели мы были с мужем в изоляции, работали из дома, выходили только в магазин. Психологическое состояние было не очень, несмотря на то, что целый день была занята работой. Чтобы чем-то себя развлечь в выходной день, мы решили сделать фотографию с автопортретом мужа в качестве Ван Гога и отправить в фейсбук с хештэгом, чтобы друзья поддержали это. Это должен был быть маленький флешмоб для нескольких друзей, чтобы не сидеть и не хандрить, не нажимать F5, все время просматривая ленту новостей о коронавирусе, а чем-то заняться. Так мы с мужем опубликовали первую работу, написали друзьям, они нас поддержали. Кто-то выложил что-то в этот же день, кто-то на следующий. В субботу мы опубликовали первую работу, а уже в понедельник стало ясно, что это надо аккумулировать в какую-то группу, потому что работ появилось довольно много, пришли друзья друзей. Поэтому 30 марта я создала группу, чтобы все там собрать.
— Прошло мало времени, а в группе уже почти 220 тысяч подписчиков. Почему люди хотят «пародировать» картины?
— Люди нашли себе отдушину. Все погружены в новости, просвета не видят. А тут есть возможность и самим поучаствовать, у людей включается смекалка. Мы призываем придумывать образы из подручных средств. Изначально я писала, что никакого фотошопа, только то, что есть у вас дома. Люди включились в эту игру именно потому, что им стало интересно, на кого они похожи, а что они могут найти дома, что похоже на какую-то картину, какую картину можно сложить из того, что есть под рукой? Думаю, из-за того, что люди не были чем-то ограничены, никакими оценками, не делали это на конкурс, а просто для себя и веселья, они вложили в это душу и сердце. Когда так делают, тогда и получается хорошо.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Я всю жизнь работаю в интернете, но впервые наблюдаю такой бешеный рост какого-то флешмоба на своих глазах. Когда мы с друзьями начали заниматься группой, мы не вложили в нее ни копейки для продвижения. Люди сами приходят: одни делают хорошие работы, другие радуются и показывают посты друзьям. Число людей стало нарастать как снежный ком: если позавчера мы радовались 100 тысячам подписчиков, то сегодня утром я проснулась, а там 200 тысяч.
Мы сделали группу Вконтакте, в инстаграме выкладываем лучшее с разрешения авторов. Там тоже аудитория начала подниматься, но не так быстро. Люди ходят видеть нас на всех платформах. Про нас написали все, но люди все равно приходят не из СМИ и телевидения, а по сарафанному радио через друзей. Нужно увидеть своими глазами, чтобы захотеть в этом поучаствовать.
Сначала я не думала создавать группу, это был хештэг, который я придумала за несколько секунд. Приятно, что он зашел людям и стал таким упоминаемым. Хотя в самом начале какая-то газета написала про нас просто «изоляция». Наверное, подумали, что заикаемся (смеется).
— Какие самые популярные картины выбирают люди? Каких художников чаще всего берут?
— У нас самые популярные — это девушка с жемчужной сережкой, горностаем, абсентом и персиками. Не одновременно, конечно, но их очень много. Мы просим авторов быть оригинальными в исполнении популярных работ.
На удивление зашел Магритт: «Сын человеческий» и «Влюбленные», где мужчина и женщина целуются с мешками на головах. Видимо, это очень созвучно времени, маскам, изоляции. У нас одни сплошные наволочки, просим не присылать их так много, потому что они все одинаковые.
Очень популярной стала пародия на картину «Апофеоз войны», которую для нас сделал Михаил Алдашин, известный мультипликатор. Его работа — шедевр. Теперь нам присылают другие люди с просьбой запостить ее. Уже было, спасибо!
Мы думали, что за самое сложное не будут браться. Но у нас появился Дали, Босх, Модильяни. Казалось бы, как передать это, чтобы было похоже? Но женщины научились так красить глаза и принимать позы, что Модильяни идеален.
Работы присылают и с семьей, и в одиночку. Кто-то иногда пишет: «Я дома один, я не смогу так же». Его подбадривают, объясняют, как можно настроить камеру на телефоне и что использовать из того, что есть дома. В день приходит больше 5 тысяч работ. В день мы публикуем больше 2,5 тысяч работ. Но цифры растут как снежный ком вместе с количеством подписчиков.
— Можно объяснить популярность проекта тем, что на многих копиях картин видно домашний быт. Все же сидят по квартирам…
— Мы призываем даже это оставлять. Здорово, что видно, что это в рамках квартиры, как некоторые предметы интерьера приспособили под интерьер, например, эпохи Возрождения.
— Вы задумывались, что ваш паблик — это призыв остаться дома?
— Наверное. Это манифест про то, что дома сидеть не страшно, вы найдете, чем заняться. Многие говорят, что в «Изоизоляции» нашли новые идеи, как развлекать детей. Это сплачивает семьи. Я не верю, что люди, которые не понимают, зачем нужна изоляция, послушают нас и останутся дома. Это скорее поддержка для тех, кто остался. Нам пишут: «Спасибо, мы наконец расслабились, отвлеклись на эти необычные работы. Мы радуемся, что вовлеклись в это и сами начали придумывать». Очень много слов благодарности! Самое ценное — это благодарность от моих родителей, которых я не видела уже три недели. Они тоже пишут, что нашли отдушину в этом проекте. И даже поучаствовали.
— В интернете есть много похожих проектов. В паблике Вконтакте «Сошедшие с холста» люди очень строго оценивают похожесть на картину. На вашей же странице я увидела только добрые комментарии. С чем вы это связываете?
— Так люди поддерживают друг друга. Мы тут делаем это не чтобы попасть на выставку, а просто для себя. К сожалению, сейчас стали появляться разные комментарии. Потому что чем больше людей, тем больше начинают отличаться их вкусы: кому-то не нравится одно, кому-то другое. Мы пытаемся это смягчать. Но в целом правда все позитивное. Нам приходит много слов в наш адрес, что мы помогаем «оздоравливать нацию» в такой тяжелый период. «Нация» в кавычках, потому что к нам приходят люди из самых разных стран мира, нам очень приятно, что мы знаем, что есть зрители из Италии, Испании, Германии, США и других стран, которые смотрят фотографии, сами их делают и повышают себе настроение, немного отвлекаются от беды, которая происходит во всем мире. В основном они русскоязычные, но стали появляться и иностранцы.
— Вы проводите какую-то модерацию на странице, чтобы сохранить дружественность в комментариях?
— Если б не было модерации, мы тут уже все костьми легли. Круг друзей, которые занимаются группой, расширяется с каждым днем. Мы просто не успеваем все просматривать. Сейчас на модерации висит порядка двух тысяч работ. Когда людей стало много, стало понятно, что надо фильтровать работы и ввести правила пожестче, хотя бы ограничиться изобразительным искусством и скульптурой. Иначе работ будет слишком много, и читатели не успеют увидеть все. Мы это делаем не субъективно: есть четкие критерии, которым любой может соответствовать. Люди должны сделать работу на самоизоляции, а не год назад, не использовать фотошоп, не нарушать правила фейсбука и не оскорблять друг друга в комментариях. Ещё мы просим указывать автора картины и ее название: это помогает зрителям расширять кругозор, а нам — сортировать самые популярные работы. Но отсутствие ретуширования — это основное. Отрезать в фотошопе голову — это одно, а придумать, как ее задрапировать, чтобы казалось, что она отрезанная, — это другое
Сейчас мы думаем смягчить правила, когда люди берут одного человека и размноживают его. Вчера девушка прислала прекрасную работу на Дега с балеринами, но все балерины — это ее дочь, они живут вдвоем. «Мы не можем делать дома четырех балерин из одной дочери», — пишет она. Поэтому думаем разрешить «размножение» людей, понимаем, что люди ограничены количеством близких дома. Мы не призываем встречаться с друзьями ради наших фотографий. Нужно придумать выход из ситуации: у кого-то детские игрушки будут персонажами картины, у кого-то животные.
— Не кажется ли вам, что ваша страница уже стала по-своему искусством?
— Это приятно читать от подписчиков. Многие работы такого качества и задумки, они уже стали искусством. Многие спрашивают, когда же будет альбом или выставка. Мы об этом уже задумались, осталось отсортировать работы, найти лучшие из лучших, и это будет сложно. Мои друзья-фотографы не знали, что у нас люди настолько хорошо чувствуют цвет, света, и могут положить наволочку и простыню так, что это будет похоже на цветопередачу ренессансной картины.
Такой флешмоб действительно не первый. В контакте есть несколько похожих пабликов, например, «Сфоткай типа Рембрандт», Екатерина Рождественская в журнале «Караван историй» делала проект «Частная коллекция», а с помощью приложения Google Arts & Culture или проекта Сбербанка можно найти своего двойника в искусстве. Создательница паблика «Эржена & искусство» Эржена Дыршикова рассказала нам о том, почему людей сейчас так тянет к искусству:
В последнее время, коронавирусное время постоянно вижу треды в твиттере, в которых ребята воссоздают картины или обложки альбомов, то же самое — паблик «Изоизоляция». Думаю, дело не только в том, что людям нечем заняться в режиме изоляции – всегда ведь можно высокоэффективно заниматься тренировками или работать удаленно. Люди обращаются к искусству, чтобы перестать листать ленту страшных новостей и отвлечься от всеобщей паники. «Непоколебимое» искусство успокаивает и будто поглощает, а еще это и правда очень весело!
Я и мои подруги создали проект «Эржена & Искусство» в 2017 году именно ради веселья и хоть какой-то умственной нагрузки – ведь нужно найти подходящую картину или кадр из фильма, обсудить и воссоздать не полностью, а так, чтобы было абсурдно и смешно.
Сейчас я живу в Бурятии, у нас 43 подтвержденных случая. В Иркутске умер первый пациент, поэтому я тоже начну ПАНИЧЕСКИ делать искусство.
С ней солидарен и кинокритик Антон Долин. В своем посте в фейсбуке он пишет: «Депривация, лишение искусства оказалось не такой уж шуткой и ерундой — оказывается, многим людям без него крайне сложно жить, и рассматривание репродукций и цифровых коллекций музеев не может компенсировать эту обделенность. Если невозможно подойти близко, увидеть своими глазами, то нужно войти внутрь картины, стать ей — и так восстановить нарушенный контакт».