«МБХ медиа» продолжает подводить итоги 2019 года. Он был богат на протесты: в Москве — в поддержку Ивана Голунова и незарегистрированных кандидатов в Мосгордуму, в Екатеринбурге — в защиту сквера у Драмтеатра, в Ингушетии — против существующего договора о границе с Чечней. Все это привело к появлению уголовных дел, арестам протестующих и, конечно же, штрафам. Мы решили посчитать, сколько россияне заплатили государству за несогласие с властями.
Екатеринбург
Против храма в сквере у Драмтеатра
Сразу после майских праздников, 13 мая, в Екатеринбурге начались массовые протесты против строительства храма Святой Екатерины на месте сквера у Драмтеатра. На четвертый день протестов президент Владимир Путин сказал, что необходимо учитывать мнение горожан. С ним согласились губернатор Свердловской области Куйвашев и глава Екатеринбурга Высокинский. Работы в сквере приостановили, а в гордуме создали специальную комиссию по решению вопроса о строительстве храма.
Но на этом история не закончилась. Во время массовых протестов полиция задержала больше ста человек. Сначала их обвиняли в хулиганстве (статья 20.1 КоАП), но потом стали выписывать протоколы за участие в несанкционированных акциях (часть 5 статьи 20.2 КоАП).
Суды начались уже 15 мая, первый же штраф присудили только 29 мая. С административными штрафами разбирались до середины июля. Последний же суд прошел 19 ноября.
За это время с противников строительства храма по подсчетам «МБХ медиа» и данным «ОВД-Инфо» взыскали минимум 342 000 рублей. Подавляющее большинство штрафов были на десять тысяч рублей, верхняя планка — 20 тысяч рублей. Всего административные штрафы получили 32 человека.
Важно сказать, что административными делами все не закончилось. Десятого июня стало известно о возбуждении уголовного дела по статье 212 УК РФ («Массовые беспорядки»). Первоначально в деле не было конкретных фигурантов, но 12 июля прошли первые обыски и они сразу появились. Возбудили и дела о призывах к массовым беспорядкам (часть 3 статьи 212 УК), и о насилии к представителю власти (часть 1 статьи 318 УК), и о порче забора, огораживавшего стройку (часть 1 статьи 167 УК), и даже о клевете (статья 128.1 УК). Первый и единственный приговор по одному из уголовных дел вынес мировой суд Верх-Исетского района Екатеринбурга 16 сентября. Активиста Станислава Мельниченко приговорили к шести месяцам исправительных работ по делу об оскорблении представителя власти (статья 319 УК).
А 13 октября в Екатеринбурге прошел общегородской опрос о месте для строительства храма Святой Екатерины. 57,66% местных жителей проголосовали за площадку на месте бывшего приборостроительного завода на улице Горького.
Москва, Петербург, Ростов и Брянск
Шествие в поддержку Ивана Голунова
Лето 2019 года в Москве началось с задержания и ареста журналиста-расследователя Ивана Голунова. Это произошло вечером 6 июня. Полицейские заявили, что в рюкзаке у Ивана были пакеты мефедрон, а дома — кокаин и чуть ли не лаборатория по производству наркотиков. На Голунова завели дело о сбыте запрещенных веществ.
Сам журналист утверждал, что наркотики ему подбросили. За коллегу вступились журналисты, общественные деятели, политики и многие другие. Несколько дней у здания МВД на Петровке проходили одиночные пикеты. Чтобы постоять с плакатом в защиту Ивана, люди подолгу ждали в пикетных очередях. А 10 июня в поддержку Голунова три ведущие деловые газеты — «Ведомости», «Коммерсантъ» и «РБК» — вышли с одинаковым заголовком: «Я/Мы Иван Голунов».
Обществу удалось «отбить» журналиста — 11 июня глава МВД сообщил о прекращении уголовного дела. В ведомстве признали, что не могут доказать участие Ивана в преступлении. Потом были отставки: 13 июня президент Владимир Путин уволил начальника УВД по ЗАО МВД Москвы Андрея Пучкова и начальника управления по контролю за оборотом наркотиков ведомства Юрия Девяткина.
Еще до освобождения журналиста в Москве анонсировали марш в его поддержку. Он был запланирован на 12:00 12 июня. Организаторы сначала не хотели отменять его, чтобы поднять проблему подброса наркотиков в России в целом. Когда согласовать акцию не удалось, они сложили с себя полномочия и заявили, что каждый для себя решает сам, выходить ли ему на акцию.
В итоге на улицы вышли несколько тысяч человек — более точную цифру сказать сложно, потому что участники разбредались по городу и смешивались с прохожими. А вот цифру задержанных в тот день назвать можно — минимум 549 человек. Среди них Алексей Навальный, журналисты Илья Азар и Елизавета Нестерова, менеджер проектов Фонда борьбы с коррупцией Руслан Шаведдинов и многие другие. На большинство составили протоколы по части 6.1 статьи 20.2 КоАП (участие в несогласованной акции, которая создала помехи транспорту). Были и протоколы за повторное нарушение правил проведения публичного мероприятия (часть 8 статьи 20.2 КоАП) и неповиновение сотруднику полиции (статья 19.3 КоАП).
На следующий же день, 13 июня, начались суды над задержанными. Они продолжались все лето, а несовершеннолетнюю активистку «Бессрочного протеста» Ольгу Мисик комиссия по делам несовершеннолетних оштрафовала на десять тысяч рублей только первого октября.
Всего с задержанных, по данным «МБХ медиа», а также «ОВД-Инфо», взыскали 1 815 000 рублей. Большинство штрафов были в размере десяти тысяч рублей, верхняя планка — 150 тысяч рублей. Всего административные штрафы получил 101 человек.
После первых же судебных разбирательств журналисты Елизавета Нестерова и Илья Азар организовали благотворительный сбор на штрафы для участников протеста, который потом вырос в проект «Подельник» . По состоянию на 26 декабря 2020 собрали 1 667 000 рублей, уже выплатили штрафов на 1 545 000. Как пишет Нестерова, им нужно выплатить еще 230 тысяч штрафов и они продолжают сбор по крайней мере до конца года.
Акция за свободные выборы
В июле стало известно, что большинство независимых кандидатов не допускают до выборов в Мосгордуму. За этим последовала целая череда протестов. Первая прошла 14 июля. Тогда 17 кандидатов организовали встречу с избирателями, чтобы отстоять право на выборы. После этого целую неделю протестующие собирались на Трубной площади. 20 июля на проспекте Сахарова прошел согласованный митинг, на который пришли 21,5 тысячи человек. Там и объявили об акции 27 июля, о которой сейчас и пойдет речь.
Независимые депутаты пригласили горожан 27 июля в 14:00 к мэрии. Там кандидаты и избиратели хотели добиться честных выборов. Утром лидеров протеста лишили возможности прийти на акцию: помимо заранее арестованного на 30 суток Алексея Навального, за час-два до начала митинга задержали Любовь Соболь, Ивана Жданова, Дмитрия Гудкова, Юлию Галямину. Илью Яшина накануне ночью после обыска у него дома увезли в подмосковный Троицк.
Всю Тверскую улицу заранее перекрыли, а протестующих начали жестко разгонять. Именно из этой акции позже возникнет уголовное дело.
Помимо уголовных дел, после 27 июля было и рекордное количество административных. Около девяти вечера ГУВД сообщило о 1074 задержанных, при этом людей продолжали отводить в автозаки и позже. «ОВД-инфо» к 00:30 28 июля насчитало 1229 человек. Причем не меньше 265 протестующих провели две ночи в отделах полиции. На большинство из них составляли протоколы за нарушение порядка проведения акции (часть 5 статьи 20.2 КоАП). Обвиняли и в неповиновении законному требованию сотрудников полиции (19.3 КоАП), создании помех транспорту и пешеходам (часть 6.1 статьи 20.2 КоАП), 29 июля прошли первые суды по арестным статьям. Штрафовать участников акции перестали только в начале сентября.
Из задержанных по данным «МБХ медиа» и «ОВД-Инфо» по административным делам оштрафовали минимум 224 человек в сумме на 3 581 000 рублей. Средний штраф был 10-15 тысяч, самый маленький — тысяча рублей. Самый большой — 250 тысяч рублей.
Кроме того, с Навального, незарегистрированных кандидатов в Мосгордуму Александра Соловьева, Ильи Яшина, Юлии Галяминой, Любови Соболь и Ивана Жданова, а также сотрудников Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Владимира Милова, Олега Степанова и Георгия Албурова Коптевский суд взыскал 1,2 миллиона рублей по иску Мосгортранса. В такую сумму Мосгортранс оценил ущерб от простоя транспорта из-за акции 27 июля.
Еще один подобный иск подали владельцы ресторана «Армения». Они потребовали с Навального, незарегистрированных кандидатов и сотрудников ФБК 241 520 рублей из-за упущенной выгоды из-за протеста 27 июля. Тушинский суд с истцами согласился.
Коптевский суд удовлетворил и еще один такой же иск: взыскал 3,4 миллиона рублей с оппозиционеров по иску ГБУ «Автомобильные дороги» из-за ущерба во время протестной акции 27 июля.
Акция за свободные выборы-2
Несмотря на массовые протесты, независимых кандидатов в Мосгордуму регистрировать отказывались. Тогда оппозиционеры попытались согласовать митинг третьего августа. Мэрия была готова только на проспект Сахарова, организаторы же не были на такое согласны. Член Либертарианской партии России Михаил Светов решился на переговоры с мэрией, но согласия достигнуть не удалось. На выходе из здания городской администрации оппозиционера задержали, позже суд арестовал его на 30 суток.
Чтобы легализовать акцию, муниципальный депутат, журналист Илья Азар и другие мундепы подали заявки на массовые пикеты на Бульварном кольце третьего августа. Но префектура Центрального административного округа Москвы отказала в согласовании.
Люди все же вышли на прогулку по бульварам. Начало мирной прогулки было назначено на 14:00. Задержания начались почти сразу. По итогам акции полиция задержала 1001 человека, в отделениях их допрашивали следователи по делу о массовых беспорядках. Протоколы составляли за нарушение правил участия в акции (часть 5 статьи 20.2 КоАП) и неповиновение требованиям сотрудника полиции (часть 1 статьи 19.3 КоАП).
Суды начались пятого августа. Административные дела рассматривали до начала сентября.
Участники прогулки по бульварам были оштрафованы, по подсчетам «МБХ медиа» и данным «ОВД инфо», 86 человек суммарно на 1 934 000 рублей. Минимальный составил пять тысяч рублей, максимальный был у Любови Соболь — 300 тысяч рублей.
Акции за допуск независимых кандидатов к выборам в Мосгордуму
Еще одна акция в поддержку независимых кандидатов в Мосгордуму прошла десятого августа. Началось все с согласованного митинга в 14:00 на проспекте Сахарова. По данным «Белого счетчика», в акции приняли участие около 60 тысяч человек — это самый массовый митинг за последние годы. После люди пошли гулять по центру Москвы, где их начали задерживать. Всего в отделениях оказались 256 человек.
Акции проходили и в ряде других городов. По итогам в Санкт-Петербурге задержали 79 человек, в Ростове-на-Дону — 13 человек, еще двоих — в Брянске. С 11 августа и до начала сентября суды рассматривали административные дела в основном за нарушение правил участия в акции (часть 5 статьи 20.2 КоАП).
В итоге 15 протестующих в Москве в сумме получили штрафов на 206 000 рублей, в Брянске — двое на 55 000 рублей, в Ростове-на-Дону — одного человека оштрафовали на 20 000 рублей.
Ингушетия
Протесты из-за соглашения о границе с Чечней
Еще осенью 2018 года глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров и глава Чечни Рамзан Кадыров подписали соглашение о новой границе между республиками. Согласно нему часть ингушских земель переходит Чечне. За этим сразу же последовали протесты жителей Ингушетии.
В конце марта 2019 года начался новый виток массовых акций. 26 марта люди вышли на улицы столицы республики Магаса, а уже на следующий день полиция начала применять силу. В результате по делу о насилии над полицейскими арестованы более 20 человек, но не обошлось и без административных штрафов.
С начала апреля по начало июня, судя по новостям «МБХ медиа» и хронике «Кавказского узла», за протесты против новой границы минимум 18 человек были оштрафованы на 570 000 рублей. В среднем люди получали 10-20 тысяч рублей штрафа, самые большие штрафы были в 150 тысяч рублей.
Архангельск
Шиес
Архангельская область еще с августа 2018 года активно выступает против строительства полигона на станции Шиес, куда планируют вывозить мусор из Москвы. Предполагается, что свалка займет территорию в 300 гектаров, это в 15 раз больше полигона «Ядрово» под Волоколамском.
Одна из самых массовых несогласованных акций против московского мусора прошла в Архангельске и соседних городах седьмого апреля. В столице региона в шествии и митинге приняли участие около трех тысяч человек. Они потребовали от губернатора Игоря Орлова уйти в отставку. В тот день в городе начался бессрочный протест. Девятого апреля в Архангельске начались задержания и суды над участниками акций.
Уже в начале мая сумма штрафов за участие в протестах превысила миллион рублей.
Суды продолжались все лето и закончились только в конце октября. 31 октября на 160 тысяч рублей был оштрафован председатель политсовета регионального отделения партии ПАРНАС Юрий Щербачев. Общая сумма штрафов достигла 1 975 400 рублей.
Элиста
Против мэра
В конце сентября по рекомендации руководителя Калмыкии Бату Хасикова исполняющим обязанности мэра Элисты назначили Дмитрия Трапезникова — бывшего и.о. главы самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР). Жители города с таким решением не согласились и провели несколько несанкционированных акций, потребовав отставки Трапезникова. В результате восьмерых участников оштрафовали суммарно на 65 000 рублей.
Улан-Удэ
В поддержку якутского шамана
В начале сентября в столице Бурятии Улан-Удэ проходили стихийные протесты и столкновения с полицией. Причин было две: задержания сторонников шамана Александра Габышева, который пешком идет в Москву «изгонять демона из Путина». Кроме того, проигравший на выборах мэра Улан-Удэ сенатор Вячеслав Мархаев из КПРФ назвал прошедшие выборы нечестными. Это также стало одной из тем протеста. В итоге пять человек получили штрафы от одной до 15 тысячи рублей на общую сумму 23 000 рублей. При этом одному из участников акции Дмитрию Хараеву удалось избежать уголовной ответственности за применение насилия к сотруднику Росгвардии — дело закрыли, а Дмитрию дали штраф, который уже учтен в сумме штрафов.
Правозащитные организации
Крупные и многочисленные штрафы в этом году получали не только протестующие, но и те, кто этим протестующим помогает — правозащитные организации.
Первого ноября Верховный суд ликвидировал движение «За права человека», которое возглавлял Лев Пономарев. Именно Пономарев защищал фигурантов дел «Сети» и «Нового величия» — устраивал пресс-конференции, приглашал на них родителей обвиняемых, писал блоги об этих историях, устраивал народные сходы и при этом публично обвинял сотрудников ФСБ в пытках некоторых фигурантов.
Формально это произошло из-за требования Минюста — там указали на неоднократные нарушения движением статей КоАП, связанных с законом об иностранных агентах.
Еще в феврале 2019 года Минюст внес организации «Горячая линия», «За права человека» и фонд «В защиту прав заключенных» Льва Пономарева в реестр «иностранных агентов». После этого начались многочисленные штрафы за невыполнение требований, которые предъявляются к организациям, получающим финансирование из-за рубежа и осуществляющих политическую деятельность. Общая сумма этих штрафов достигла 1,9 миллиона рублей.
Сейчас за то же самое нарушение закона об иноагентах штрафуют международный и правозащитный «Мемориал», а также его руководителей. Сейчас общая сумма достигла 3,5 миллионов рублей, всего рассмотрено 19 протоколов из 28. Все дела касаются отсутствия маркировки отдельных материалов, соцсетей или страниц сайтов.
В итоге, только на самых массовых протестах этого года государство заработало минимум 15 986 400 рублей. К этому можно прибавить гражданские иски на 4 841 520 рублей, два из которых подали государственные компании — «Автомобильные дороги» и Мосгортранс.
Редактировал Семен Кваша