in

Итоги 2019 года. Версия читателей «МБХ медиа»

Митинг в Архангельске против мусорного полигона в Шиесе. Фото: Анна Виноградова / Коммерсантъ

 

Вот и закончились новогодние каникулы. За это время мы с нашими читателями подвели итоги ушедшего 2019 года. Весь год журналисты «МБХ медиа» рассказывали о жизни в российских регионах; о людях, борющихся за лучшую жизнь для себя и своих детей; взаимодействии и противостоянии государства и гражданского общества. Мы спросили у наших читателей, что из произошедшего в этих сферах в 2019 году было самым главным. 

Перед новым годом мы в редакции придумали пять номинаций: закон года, протест года, запрет года, «оттепель» года и регион года. Для каждой из номинаций мы отобрали пять вариантов ответов. Это накладывало на нас строгое ограничение по выбору вариантов. Мы, конечно, отдаем себе отчет, что нам пришлось отказаться от некоторых из них, но это не значит, что мы про них не помним. Например, в такой номинации как «протест года» не было варианта «Элиста». Но мы продолжаем следить за развитием событий в Калмыкии. 

Голосование проходило в сообществе «МБХ медиа» в социальной сети «Вконтакте». 

 

Закон года — о суверенном интернете — 44,05%

Вся страна провожает 2010-е годы, которые войдут кроме всего прочего в историю и мемом про «бешеный принтер» — никогда раньше в своей недолгой истории законодательная власть в России с такой интенсивностью не принимала репрессивные, запретительные и порой абсурдные законы. 

Конечно, мало кто сомневается, что большинство из них — это инициатива администрации президента. И тем не менее, именно депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации отвечают своими именами за них. За закон о суверенном интернете персонально несут ответственность глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, его первый заместитель Людмила Бокова и депутат Госдумы Андрей Луговой. 

Официально это — изменения в законах «О связи» и законе «Об информации». Общий смысл принятых норм в том, чтобы обеспечить создание в России инфраструктуры, позволяющей сети работать без западных точек маршрутизации трафика. Проще — весь интернет-трафик в России должен контролироваться государственными органами. Закон прозвали «законом о чебурнете» и «законом об изоляции Рунета». Власть настаивает: используя западные мощности российское государство теряет в своем суверенитете. Однако выглядит это со стороны как начало строительства аналога «великого китайского файервола», построение электронного «железного занавеса» и самое масштабное наступление на свободу распространения информации в интернете.  

Естественно, что такой закон не может не волновать российских пользователей интернета. Он вступил в силу 1 ноября 2019 года, и очевидно, что наступивший год пройдет под знаком строительства «суверенного интернета». О том, насколько это реализуемый план, мы поговорили в одном из наших подкастов. 

Apple Podcasts 

 

Запрет года — Ругать власть — 64,84%

Тематически к закону года примыкает и запрет. Им стал «закон об оскорблении власти» — очередные поправки в «закон об информации». В сухом остатке эти поправки вводят административную ответственность за ругательства в отношении представителей власти. Если раньше вы могли на своей странице в социальной сети обматерить чиновника, то теперь это может повлечь штраф до 100 тысяч рублей. 

На фоне многих других инициатив власти подобный запрет выглядит даже вегетарианским — мат в публичном месте всегда считался мелким хулиганством. Но есть одно существенное «но» — это очередной инструмент давления на активистов на местах. Показательно, что новые поправки к «закону об информации» стали особо активно использоваться в регионах. Об этом читайте в нашем материале

 

Протест года — Шиес — 61,75%

Название маленькой железнодорожной станции на востоке Архангельской области стало появляться в новостях еще в 2018 году. Тогда же «МБХ медиа» обратили внимание на эту проблему в репортаже «Московский мусор едет по России». Столичное руководство на фоне массовых протестов против свалок в Подмосковье приняло решение вывозить мусор как можно дальше. Такой точкой и стал Шиес. 

Но случилось непрогнозируемое. Гражданское общество русского Севера поднялось против организации огромного мусорного полигона. Волонтеры из Архангельской области и соседних регионов возвели палаточный городок и месяц за месяцем не давали продолжаться строительству полигона и завозу в регион мусора. Священники, художники, бизнесмены, бюджетники — представители разных слоев и профессий оказались объединены общей целью. Власть ответила уголовными делами и рейдами Росгвардии и парамилитарных групп. 

Но, видимо, на самом верху не было принято окончательного решения по Шиесу. В результате имя архангельского губернатора Игоря Орлова появилось в списках на отставку. Москва вроде бы официально отказалась от попыток вывоза мусора в Архангельскую область. Волонтеры продолжают свои дежурства. 

Российские власти так долго боялись «майдана» — многодневного противостояния с оппозицией, базирующейся в палаточных лагерях на центральных городских площадях. Но в итоге уступили «майдану» в глухом «медвежьем углу» Архангельской области. Победы протестующих из-за храма в сквере в Екатеринбурге и акций «Я/Мы Голунов» того же порядка — власть готова уступать под давлением гражданского общества, если его требования не носят политического характера. Политические же протесты из-за недопуска независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму этим летом закончились масштабным репрессивным «Московским делом».

Послушать о других протестах 2019 года вы можете в нашем подкасте. 

Apple Podcasts 

 

Регион года — Архангельская область — 57,22%

Географически к предыдущей номинации примыкают и результаты голосования за регион года. Им стала Архангельская область. У нее были сильные конкуренты. В Санкт-Петербурге случилось громкое убийство с расчленением. В Иркутске бушевали пожары в отставку был отправлен самый оппозиционный губернатор. В Пензенской области вспыхнули первые за несколько лет масштабные волнения на этнической почве. 

Архангельская область победила не только благодаря Шиесу. В августе на полигоне Нёнокса произошёл взрыв, после которого случилось повышение радиационного фона во всем регионе. За пару месяцев до нее россияне смотрели сериал HBO «Чернобыль», в котором напомнили о том, чем была авария на ЧАЭС — катастрофа, о которой власть до самого последнего момента молчала, пока масштабы произошедшего не заставили ее говорить. И вот именно в 2019 году как будто по злой иронии истории снова ядерная авария; о радиации первыми начинают говорить европейские соседи; врачей не предупреждают о том, что они спасают облученных людей; основной источник информации — слухи . Есть вещи действительно неизменные — например, умение власти говорить с обществом о чрезвычайных ситуациях. 

О сериале «Чернобыль» можете послушать наш подкаст. 

Apple Podcasts

 

«Оттепель» года — разрешили сидеть на нижних полках — 34,63%

Закончим на хорошем. В 2019 году нам не только запрещали, но и разрешали. На неожиданную либерализацию решилась госкорпорация «Российские железные дороги». Периодически ее менеджеры предлагают вообще отказаться от плацкартных вагонов. Но пока это всё еще прожекты, они разрешили пассажирам с верхних полок сидеть на нижних. Да, раньше это было запрещено.

В новом году желаем вам побольше путешествовать по стране. Как вы могли убедиться по итогам года, которые мы подвели вместе с вами, в России много чего интересного. Страна наша обильна и богата, и порядок мы в ней обязательно наведем, когда-нибудь. 

Примечания: Результаты голосования указаны на 18:00 8 января 2020 года, и считаются окончательными. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.