20 ноября Владимир Путин заявил, что отношения между Россией и США настолько испорчены, что их уже не испортить. Ранее в этом году пресс-секретарь президента и российский посол в США также говорили о том, что отношения между странами худшие за долгое время. «МБХ медиа» поговорило с историком российско-американских отношений Иваном Куриллой о том, действительно ли сейчас между странами самый глубокий кризис и какие изменения может принести политика нового президента США.
«Испорченные отношения уже не испортишь. Они уже испорчены», — сказал президент в программе «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия 24». Ранее в июне пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отмечал, что отношения между Россией и США находятся «практически в низшей точке». О глубоком кризисе говорил и российский посол в США Анатолий Антонов.
Историк, профессор Европейского Университета в Санкт-Петербурге Иван Курилла считает, что это преувеличение. «Если говорить о времени президентства Путина, были более острые моменты — после присоединения Крыма, или когда США обвинили Россию во вмешательстве в выборы в 2016 году. Если мы возьмем всю историю, то, конечно, можно вспомнить и всю первую «холодную войну» конца 40-х — начала 50-х, когда американского посла высылали, и Карибский кризис», — сказал Курилла в комментарии «МБХ медиа». При этом он согласился, что по объему санкций и накопленному негативному отношению политических элит друг к другу сейчас самый плохой период за историю современной России.
В новейшей истории случались и потепления в отношениях России с США. Курс на сотрудничество, взятый еще СССР во время «перестройки», в начале 90-х только укрепился. В 1992 году президент России Борис Ельцин приезжал с визитом в США, где подписал с американским президентом Джорджем Бушем-старшим декларацию о новых отношениях, в основе которых должны были лежать «дружба и партнерство, основанные на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе». Отмечалось, что Россия и США вместе будут устранять остатки враждебности времен «холодной войны». В The New York Times новость об этом соглашении вышла под заголовком «Президенты Буш и Ельцин: рассвет новой эры».
Кажется, что это один из немногих ярких моментов, но на самом деле были и другие положительные изменения, рассказал Курилла. «Движения вверх были даже во время президентства Путина — например, когда он первым позвонил Джорджу Бушу выразить поддержку и соболезнования после терактов 11 сентября 2001 года. Был своеобразный “медовый месяц” в отношениях, продлившийся до начала 2003 года, когда США начали войну в Ираке», — отметил он. Курилла также вспомнил «перезагрузку» во время президентства Медведева: «Тогда казалось, что мы снова начинаем сотрудничать».
Что влияет на отношения России и США
По данным ежегодного опроса «Левада-Центра», россияне относились к США «скорее положительно» с 2000 по 2014 год, не считая двух коротких всплесков негатива. Однако, пояснил Курилла, в России общественное мнение влияет на международные отношения довольно слабо: «В России авторитаризм окреп и усилился, поэтому трудно представить, чтобы общество могло влиять на внешнюю политику. У нас традиционно пытались и пытаются развести внутриполитическое использование Соединенных Штатов и отношения с ними на международной арене». С одной стороны, власти удобно возлагать ответственность за все плохое, что происходит в стране, на американских агентов, но с другой — хочется, чтобы это не вредило отношениям с США. «Гораздо удобнее с Соединенными Штатами дружить. Идеально было бы пугать американской угрозой внутри страны, а в российско-американских отношениях чтобы все бы шло нормальным путем: дипломаты бы работали, международные проблемы решались», — отметил Курилла.
С отношением к России в Соединенных Штатах все сложнее: Иван Курилла выделил три влияющих на это фактора. Первый он называет «дискурсивной моделью» международных отношений. «В демократиях представление о мире тяготеет к мифологизации и бинарности: белое-черное, хорошие-плохие, мы-они. Всегда нужен какой-то большой внешний другой, в отношении которого мы будем выстраивать себя как антипод ему. Россия для Америки такой внешний другой уже лет сто», — пояснил профессор. Он отметил, что эта роль России в глазах американцев оставалась неизменной, несмотря на то, что сама Россия за прошедший век много раз менялась: была и империей, и экспериментальной революционной страной в 20-е годы, и мрачным левым тоталитаризмом при Сталине. «Это не вопрос того, что Россия какая-то сущностно другая, а просто она всегда в оппозиции Америке. И невозможно представить, что это само по себе изменится — Россия может меняться, но всегда остается полюсом. Пока Россию на месте этого полюса кто-то другой не заменит».
Курилла считает, что перемены в российско-американских отношениях могут произойти благодаря Китаю — он сейчас первый претендент на то, чтобы занять эту роль антагониста. «Но ему еще расти и расти — не экономически, а в американском политическом дискурсе. Когда американцы привыкнут пугать себя Китаем, тогда он заменит Россию и наступят какие-то улучшения», — сказал Курилла. То же самое происходит и с другим фактором — стратегическим. «Когда американские политики и военные начнут ощущать и планировать угрозу со стороны Китая, тогда, может быть, Россия сможет занять какое-то другое место в американских планах». Третий фактор — использование страны во внутренней политике. К примеру, Дональд Трамп успешно использовал Россию как внешнюю угрозу на выборах 2016 года.
Что изменит избрание Байдена президентом США
Иван Курилла считает, что вряд ли можно ожидать улучшения отношений между странами при новом американском президенте. Например, обострение отношений с Китаем будет двигаться медленнее, чем при Трампе. «От Байдена этого не ожидается», — считает историк. Сложнее с внутренней политикой: «Чем глубже политический кризис внутри США, тем больше Россию будут использовать как угрозу. Но я надеюсь, что этого не произойдет, потому что от российской угрозы за время президентства Трампа все устали», — сказал Курилла.
Он ожидает, что Байден попытается вернуться к переговорам с Россией по стратегическому вооружению, и Россия отнесется к этому позитивно, «потому что это способ сидеть с Америкой за одним столом, что важно для России». При этом Байден будет критиковать внутреннюю политику Путина и поддерживать российскую оппозицию, за что государственная пропаганда будет обвинять ее в преследовании целей американцев. «Поэтому я не ожидаю больших перемен в ближайшие четыре года, даже если с американской стороны будут какие-то подвижки. С нашей стороны, пока не сменится президент, вряд ли можно ожидать каких-то изменений в отношениях с Соединенными Штатами», — заключил он.