Росстат опубликовал отчет о том, как в 2021 году менялись потребительские цены. С сентября 2016 года показатель инфляции не поднимался выше 6,4%, а в этом июне достиг рекордных 6,5%. О том, с чем связан такой рост и как он отразится на населении –– в материале «МБХ медиа».
Борщи и дачи
Из отчета Росстата следует, что стоимость продовольственных товаров за июнь выросла в годовом выражении на 7,9%. Цены на непродовольственные товары поднялись на 7,04%, а на услуги — на 3,95%.
Доцент экономического факультета РУДН Денис Палеев объяснил «МБХ медиа», что главная причина сегодняшней инфляции –– пандемия. Она отразилась на общемировом росте цен. К примеру, по результатам мая инфляция в США достигла 5%, побив рекорд 2008 года.
Пандемия привела к тому, что всего за полтора года значительно снизился объем производства, указывает Палеев. В частности, пострадали туризм, авиаперевозки, гостиничный и ресторанный бизнес. Специфика российской ситуации в том, что государство пытается спасти собственные предприятия льготами и дотациями, а налоговых поступлений стало меньше –– ведь бизнес терпит убытки, а доходы от нефти упали.
Еще одной причиной инфляции Палеев называет ситуацию на фондовом рынке. «Долгие годы свободные деньги вкладывались в акции предприятий, а сегодня вложить попросту не во что. Акции всех предприятий падают, инвесторы не знают, куда эти деньги вложить. Свободная денежная масса на руках как раз создает инфляцию», –– утверждает эксперт.
Росстат указывает на то, что одним из главных драйверов июньской инфляции стала стоимость овощей. По сравнению с маем 2021 года, больше всего выделился рост цен на свеклу (58,4%), морковь (37%) и картофель (20,3%).
Палеев объясняет подобную тенденцию тем, что продукты питания –– необходимый товар. Если от дорогих покупок и инвестиций в акции потребители воздерживаются, то от продуктов питания –– никогда.
Среди непродовольственных товаров драйвером инфляции стали строительные материалы –– за год они подорожали на 23,9%. В сравнении с маем этого года, древесностружечные плиты подорожали на 19,2%, доски — на 15,7%, а металлочерепица — на 12,3%.
Когда экономика находится на спаде, всегда растет цена на жилую недвижимость, утверждает экономист. «Если раньше у потребителей были альтернативы: съездить в границу, купить акции, организовать бизнес, то теперь недвижимость –– самый простой способ инвестирования», –– говорит Палеев. Значительное повышение интереса к загородной недвижимости за последний год отмечал еще в прошлом месяце «Коммерсантъ».
Сдержать инфляцию
Напомним, цель Банка России по инфляции в годовом выражении — около 4%. Палеев называет естественным уровнем инфляции 2%-3%. Именно такой показатель стимулирует экономику и не приводит к негативным социальным последствиям.
Однако уже в 2020 году рост цен вышел за пределы 4%. В качестве ответной меры в июне ЦБ России поднял ключевую ставку с 5 до 5,5%.
Евразийский банк предупредил, что при сохранении темпов роста инфляции, осенью ставка может возрасти до 6,5–7%.
Палеев называет ситуацию с инфляцией не критичной. «В 90-е инфляция была более 1000% –– нам не привыкать. В 2008 и 2014 годах показатели тоже были выше», –– замечает экономист. При этом, по его мнению, инфляция все же заметно ударит по населению: за время пандемии многие потеряли работу, и эти люди не смогут полноценно обеспечивать себя продуктами, на которые растут цены.
Министр экономического развития Максим Решетников заявляет, что «рост инфляции начинает выдыхаться». Ведомство полагает, что последний пик будет достигнут в июле, а уже в августе начнется снижение цен. Такой вывод основан на том, что в июне рост цен по сравнению с маем составил 0,69%, что ниже роста темпов инфляции с мая по апрель –– 0,74%.
По словам Палеева, размышлять о снижении темпов инфляции рано –– для этого необходимо ответить на вопрос, когда закончится пандемия. «За последние полтора года инфляция еще больше возрастет. Сейчас ситуация заморожена: введен мораторий на банкротство, хотя фактически многие предприятия обанкротились. Через какое-то время начнется массовое волнообразное банкротство, что вызовет очередное падение экономики», –– заключает эксперт.