Пандемия коронавируса, охватившая планету в последние месяцы, не только полностью изменила глобальную экономику, но и существенно повлияла на экологию — в том числе на проблемы, связанные с изменением климата. Как и хотела Грета Тунберг, мы больше не летаем на самолетах, сократили парниковые выбросы, а нефтяные индустрии коллапсируют под натиском пандемии и торговых войн.
Правда ли, что из-за этого изменение климата замедлится? Станет ли меньше стихийных бедствий? Сможем ли мы после пандемии перейти к возобновляемым источникам энергии, или наоборот, вернемся к углю и нефти, когда все закончится? «МБХ медиа» рассказывает, как пандемия скажется на климатическом кризисе, и чего ждать от климата в этих условиях.
Углеродные выбросы сократились, и все стало чище
Когда коронавирус пришел в Италию и страна оказалась на карантине, по интернету расползлись новости: опустевшие венецианские каналы настолько очистились, что в них вернулись лебеди и даже дельфины, а в китайскую деревню, находящуюся на карантине, пришли слоны — напились кукурузного вина и заснули в чайных зарослях. Никаких дельфинов, лебедей и слонов не было — это все оказалось фейковыми новостями, — но вот вода и воздух на территориях, затронутых пандемией, из-за карантинных мер действительно стали чище.
И в Китае, и в Италии с наступлением карантина воздух стал значительно чище: это видно даже из космоса. То же произошло со многими крупными мегаполисами, европейскими странами и некоторыми американскими городами — с сокращением транспорта и производств сильно снизилось загрязнение воздуха. Чище стала и вода в венецианском Гранд-канале: без лодок, заполненных туристами, в нем теперь можно увидеть рыб и дно. А в Китае после двух месяцев карантина снизилось содержание в воде некоторых химикатов.
По всему миру сократились выбросы парниковых газов — все из-за национальных «локдаунов», закрытых границ и массовых ограничений на передвижения. В Китае, который раньше всех ввел карантинные меры, в одном только феврале попытки остановить распространение эпидемии сократили углеродные выбросы на целых 25%, а эта страна — мировой лидер по выбросам.
Климатический кризис никуда не ушел
Проблема в том, что глобальное сокращение (скорее всего, временное) углеродных выбросов вряд ли сможет остановить изменение климата. Во-первых, речь идет только о некоторых секторах — главным образом, транспортных. Как объяснил в разговоре с Vice Гэвин Шмидт, директор Института космических исследований NASA имени Годдарда, выбросы парниковых газов могут уменьшиться в одних областях, но это может быть «скомпенсировано» их ростом в других: «Электричество никуда не ушло, все используют интернет, а производство энергии — это треть всех углеродных выбросов».
В разговоре с изданием Шмидт отметил, что даже если выбросы сократят надолго, на климат это почти не повлияет. К естественному циклу углекислого газа в атмосфере, в котором уже участвуют атмосфера, биосфера и океан, добавляются антропогенные выбросы, и они накапливаются со временем. Поэтому от того, что мы временно сократим один тип выбросов, уже накопленный углекислый газ никуда быстро не уйдет.
Природные катаклизмы и Грета: как в 2019 году мир «увидел» изменение климата
Лесные пожары, разрушительные наводнения и ураганы, аномальная...
Вторая проблема состоит в том, что климатический кризис вряд ли сбавит обороты. Не просто так в 2019 году изменение климата обсуждали все мировые СМИ, а Грета Тунберг стала человеком года по версии Time. Прошлый год был одним из самых жарких: в Европе была аномальная жара, в России — лесные пожары, и мир сотрясали разрушительные природные катаклизмы.
2020 начался не лучше — с разрушительных, беспрецедентных по своей силе лесных пожаров в Австралии. За ними последовали 20 градусов в Антарктике, предсказания новых наводнений и катаклизмов и пожаров. Аномальной жары ожидают по всему миру — ученые предсказывают, что 2020 год рискует стать самым жарким на планете за время наблюдений. Высокие температуры уже зафиксированы в Сибири, где вновь начались лесные пожары — и в пугающих для этого времени года масштабах. Экологи опасаются, что теплая погода может привести к повторению 2010 года — когда многие города на несколько недель погрузились в удушающий смог.
Климатические проблемы отошли на задний план
Для мировых лидеров изменение климата сейчас не главная проблема. Останавливаются масштабные исследования и сбор данных, и никто не знает, сколько информации о климатическом кризисе упустят специалисты из-за пандемии. Из-за запретов на собрания отложены или отменены множество конференций и саммитов, посвященных изменению климата.
Скорее всего, будут отложены и новые переговоры по Парижскому соглашению о мерах по снижению парниковых выбросов, где страны должны были представить, как они будут его соблюдать, а международные попытки замедлить изменение климата будут заторможены. Из-за режимов самоизоляции и социального дистанцирования на паузу поставлен и климатический эко-активизм. Хоть он и существует в онлайн-форме, привлечение внимания с помощью климатических забастовок сейчас попросту невозможно.
Когда пандемия закончится, все вернется
Но главный вопрос в том, что произойдет после пандемии.
Хотя сейчас нефтяная индустрия и другие топливные производства окажутся в глубоком кризисе, это не значит, что по окончанию пандемии человечество обратится к возобновляемым источникам энергии. Попытки государств стабилизировать экономику после кризиса приведут к тому, что климат и вовсе окажется не в приоритете, а парниковые выбросы вернутся на прежние или даже большие уровни. Так уже происходило во время финансового кризиса в 2008 году и нефтяного в 1970-х — во время них выбросы сократились, но как только экономика восстановилась, вернулись обратно и продолжили расти. И это уже происходит в Ухане: как только в городе 8 апреля был снят карантин, выбросы сразу же начали расти обратно.
В своей колонке в New York Times Михан Крист, биолог из Колумбийского университета, пишет, что глобальная рецессия — которая уже началась, — скорее всего приведет к тому, что переход на возобновляемые источники замедлится или даже будет поставлен на паузу. Из-за схлопнувшихся рынков компаниям будет сложно обезопасить финансирование солнечных панелей, ветряных мельниц и других новых проектов по возобновляемой энергии. Многие из них уже переживают кризис из-за общей рецессии.
Крист предсказывает, что попытки стимулирования экономики приведут к тому, что нагрузка на климат только увеличится. В Китае уже разрабатывают поправки в законодательство, благодаря которым экологический контроль за предприятиями могут ослабить, чтобы стимулировать экономику после карантина. Похожих послаблений требуют и в Европе — например, премьер-министр Чехии Андрей Бабиш заявил: соглашения, по которым страны ЕС должны сократить выбросы до нуля к 2050 году, должны быть приостановлены, чтобы государства могли сфокусироваться на борьбе с пандемией.
Есть и альтернативы
Большинство специалистов по изменению климата в отношении пандемии настроены пессимистично. Но есть и другое мнение. Кристиана Фигуэрэс, бывший исполнительный секретарь рамочной конвенции ООН по климату, считает, что пандемия не только продемонстрирует реальный эффект, который люди оказывают на планету, но и покажет, что глобальные вызовы не имеют национальных границ, а современный мир слишком хрупок, чтобы не обращать внимания на изменение климата.
«Я надеюсь, что шок пандемии выбьет из людей их желание игнорировать глобальные проблемы, такие как изменение климата. Я надеюсь, что наши растущие чувства тревоги, солидарности, упрямого оптимизма и желание действовать будут тем, что мы вынесем из этой ужасной ситуации. Потому что мы в конце концов вернемся к нормальной жизни после пандемии, а “нормальный” климат, каким мы его знаем — нет», — считает Кристиана Фигуэрэс.