in

Госслужащим хотят запретить критиковать власть. Как это соотносится с Конституцией

Торжественное собрание в честь 294-летия прокуратуры России. Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Во внутренних правилах многих российских госорганов есть запрет на публичную критику мест своей работы. Кроме того, наметилась тенденция запрещать не только посты в соцсетях, но даже лайки постов с критикой власти в целом. Недавно такой запрет предложили ввести для сотрудников прокуратуры. Конституционный суд не находит в таких правилах нарушений конституционного права на свободу слова, но считает, что критика может озвучиваться тогда, когда осуществляется в общественных интересах.

Генпрокуратура России предложила запретить прокурорским работникам публиковать в интернете личные суждения и оценки, которые касаются органов власти.

Потенциальное нововведение для прокуроров уже прокомментировал пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. «Это внутриведомственный приказ, который имеет право на существование, — сказал Песков. — Нельзя трактовать это как поражения в правах, но ограничение в правах имеет место».

В России уже сложилась практика включения запрета на критику власти во внутренние правила поведения служащих. В правилах говорится, в основном, о недопустимости публичной критики. В некоторых кодексах в правила добавляется раздел о поведении чиновников в интернете.

«Воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа Свердловской области, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности гражданского служащего», — просят и в этическом кодексе гражданских госслужащих Свердловской области. По-видимому, это правило кочует по многим этическим кодексам в госструктурах. Точно такое же правило распространяется и на сотрудников Следственного комитета России, им нельзя критиковать работу СК, если это не входит в их обязанности. Нельзя делать публичные высказывания о деятельности своего министерства и сотрудникам МВД.

С 2018 года муниципальным служащим Белгорода запрещено не только публиковать, репостить и лайкать материалы в соцсетях с критикой конституционного строя и органов власти, но и подписываться на группы с подобным контентом. Почти дословно схожие правила действуют с 2019 и для  всех госслужащих в ХМАО.

Также в России с 2019 года действует закон о наказании за оскорбление власти. Он предусматривает блокировку в сети материалов, оскорбляющих общество, государство, органы власти и госсимволы, а принятые поправки в КОАП позволяют штрафовать за неуважение к власти.


Противоречие с Конституцией


Статья 29 российской Конституции гарантирует каждому свободу мысли и слова. Многие находят запреты на критику власти во внутренних актах противоречащими Конституции.

Конституционный суд считает, что общественный интерес в получении конкретной информации может превалировать над обязанностью госслужащих соблюдать конфиденциальность. По постановлению Конституционного суда от 2011 года, «госслужащий вправе выразить свое мнение (аргументированное и основанное на реальных фактах) публично, если оно соответствует общественным интересам, а мотивом выступления не является обида или достижение личных целей». При этом само положение о запрете на публичные высказывания в КС нашли не противоречащим Конституции. Суд велел «учитывать содержание» высказываний и «их общественную значимость». КС также пояснил, что госслужба — это особый вид профессиональной деятельности и некоторые ограничения прав не могут рассматриваться как нарушение принципа равенства. Накладываемые ограничения компенсируются рядом социальных гарантий, к примеру, санаторным лечением, медицинским обслуживанием, а также иными льготами.

Соответствующее постановление КС выпустил в связи с рассмотрением иска бывшего милиционера и бывшей сотрудницы Федеральной налоговой службы, которые были уволены за публичную критику начальства. Суд решил, что их дела должны быть пересмотрены.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.