Новости об обитателях обсерваторов в Краснодарском крае в последнее время регулярно появляются в новостях. Люди, находящиеся там, не могут попасть домой, теряют работу из-за вынужденного заключения в комнате и объявляют голодовку против плохих условий проживания. Почему недовольных не слышат, а тем, кто решил пожаловаться, угрожают делами по экстремизму, — в материале «МБХ медиа».
В Краснодарском крае карантин для приезжих из других регионов остается обязательной мерой. Все, кто приезжает на Кубань, должны провести 14 дней в изоляции. Тех, у кого нет прописки в крае, отправляют в обсерваторы.
«Двухнедельная изоляция необходима для того, чтобы максимально обезопасить город от угрозы распространения коронавируса. Все граждане, находящиеся здесь, живут в отдельных комфортабельных номерах, регулярно проходят медицинское обследование и получают трехразовое питание», — рассказал главный санитарный врач Сочи Владимир Оробей.
«Отельные» условия
Сейчас в обсерваторах края находятся около 2,2 тысячи человек. Покидать изоляцию можно только по решению медиков. У 37 человек за все время работы обсерваторов подтвердилась коронавирусная инфекция. Все расходы за проживание несет краевой бюджет. Одно место обходится государству примерно в 1600 рублей в сутки.
Поначалу некоторые граждане, вернувшиеся на Кубань, мечтали попасть в обсерваторы. Оперативный штаб Краснодарского края рассказал, что все обсерваторы в Сочи и других городах региона организованы в трех- и четырехзвездочных отелях. Андрей Кудрявцев выложил видео, где рассказывает о замечательных условиях в сочинском отеле-обсерваторе.
В комментариях одна из пользовательниц, по видимому, работница отеля-обсерватора, написала: «Наконец-то я вас нашла Андрей‼️ Спасибо вам за такое видео и за то что вы единственный человек, который говорит правду про наш отель🔥 А то другие снимают всякую ложь для хайпа а остальные верят в это👎🏻👎🏻👎🏻 Ещё раз спасибо за видео и обзор 👍🏻👍🏻👍🏻».
Оказалось, что многие люди, которые вынуждены были провести на обсервации две недели, были возмущены условиями. Приезжую Алину Забияку поселили с двумя курящими. У девушки аллергическая астма на табак, о чем она заранее предупредила врачей. «15 мая у меня было два сильных астматических приступа. Номера врача нет, номера администрации или работников нет», — пожаловалась Забияка. По словам Алины, медики пришли только после того, как она написала высокопоставленным краевым и сочинским чиновникам в WhatsApp.
Многие приехали в край для поиска или возобновления работы — и потеряли возможность работать из-за обсервации. У многих есть жилье в крае, но почему-то договор аренды — недостаточная причина отпустить человека изолироваться в съемную квартиру.
Андрей Гаммасов прилетел в Сочи из Екатеринбурга 26 апреля. В Сочи он уже четыре года работает таксистом, в город он вернулся после визита к маме. Житель Сочи был уверен, что в обсерватор попадают люди, прибывшие только из Москвы, Питера и области. По его словам, он узнал о том, что прибывшие в Краснодарский край без местной регистрации попадают в обсерватор, только когда уже зашел на досмотр в аэропорт в Екатеринбурге.
«В номере не было одеяла и полотенца. При заезде и оформлении ужин получили только в 8 вечера. Я и другие пассажиры с часу дня были голодные. Номера не убираются, постельное белье не меняется. Попросил хотя бы пылесос, чтобы самим убрать, но сказали, что ничего нет. Те, кто приносит нам пищу, сказали, что тут обслуживающий персонал распущен, так как гостиница не работает», — рассказал мужчина. Получить посылку в обсерваторе можно было всего два раза в неделю: в среду и субботу с двух до трех часов дня. С учетом нехватки персонала в номер ее приносят только через несколько дней.
Дениса Чеклецова, у которого тоже есть жилье и работа в Сочи, поселили с человеком, от которого он боится заразиться коронавирусом. «Температуру никто не мерил за все время пребывания», — отметил молодой человек. И такие проблемы возникли у многих, кто решил вернуться в Краснодарский край.
Голодовка против неволи
Из-за плохих условий проживания в обсерваторе и плохого питания 17 мая двое петербуржцев объявили голодовку. «15 мая нас привезли в обсервацию, летели рейсами из Москвы. В Сочи без прописки, но с постоянным местом жительства. Никакие аргументы на сотрудников Роспотребнадзора не подействовали. Тесты на Covid-19 ранее сдавались в Москве. Тест показал отрицательный результат. По приезду в обсерватор нас расселили минимум по 2 человека в комнату, некоторых селили по 3-4 человека! В номерах отсутствуют любые антисептики и даже средства для уборки помещения!», — заявили Василиса Агеева и Василий Усманов.
В Сочи они прибыли к родственникам, которые готовы были предоставить им жилье для самоизоляции. О том, что в Сочи всех, у кого нет регистрации, отправляют на карантин, петербуржцам сообщили только по прилету. Как рассказали молодые люди, их пообещали отпустить сразу после взятия анализов в отеле. А уже на месте пояснили, что выпустят в течение 14 суток.
«Комната, куда нас поселили, была грязная и неубранная после предыдущих постояльцев. Еду, которую нам приносили, есть просто невозможно. Мы попросили родственников купить нам продуктов, за которые мы заплатили около трех тысяч рублей, но посылку нам не передали, а продукты пропали. Мы объявили голодовку, так как есть все, что нам приносят, невозможно. Я написала и повесила на дверях заявление о голодовке», — рассказала Василиса Агеева.
18 мая Василий и Василиса пожаловались медперсоналу обсерватора на головные и желудочные боли, головокружение и слабость. «На наши пояснения, что мы не можем это есть, нам плохо от этой еды, и мы просим обеспечить нам доставку той еды, которую мы сами заказали, сотрудница вновь ответила, что это не входит в ее компетенцию. На просьбу вызвать врача, она стала задавать вопросы: „А что у вас болит?“ В то же время она уведомила нас, что она не медик. В результате мы так и не дождались врача», — заявила девушка.
Василий Усманов рассказал корреспонденту «Кавказского узла», что из-за больного желудка он не может есть пищу, которой кормят в обсерваторе. «Лучше я буду голодать, хотя боли в желудке от голода усилились», — заявил молодой человек.
По словам голодающих, руководство пока не обратило внимания на их объявление о голодовке.
Обсервационный экстремизм
При помещении приезжающих в Краснодарский край из других регионов на самоизоляцию в обсерватор допускаются нарушения, заявил кандидат юридических наук, гендиректор сочинской юридической компании «Фемида-С» Андрей Алонсо, который сам недавно вышел из обсерватора. По его рассказам, всем находящимся в обсерваторе выдают 0,5 литра воды на человека в сутки. Нет возможности и подать документы в суд, что, по словам сочинца, «нарушает его право на судебную защиту».
Адвокат покинул обсерватор 12 мая и подал в суд, оспорив принудительное содержание в обсерваторе, а также направил жалобу по поводу условий нахождения в обсерваторе в Сочи в Минздрав России. По словам юриста, в постановлении о его направлении в обсерватор не было подписи должностного лица, который его вынес. К тому же не были указаны и время его составления, и разъяснения порядка обжалования.
После этого 19 мая участковый в Адлере вручил Андрею Алонсо предупреждение «о недопустимости экстремизма». Мужчина считает, что на него пытаются оказать давление за обращение в правоохранительные органы, суд и СМИ.
В предупреждении говорится, что УВД по городу Сочи располагает информацией о запланированном проведении публичного мероприятия адвокатом. Алонсо предупреждают «о недопущении осуществления и пропаганды экстремистской и террористической деятельности» и призывают «к соблюдению установленных законодательством Российской Федерации требований по проведению публичных мероприятий». «В случае нарушения порядка проведения публичного мероприятия, организатор и его участники могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством», — говорится в предупреждении.
Юрист опроверг все обвинения, связанные с экстремизмом и терроризмом, и отправил через электронную приемную УВД Краснодарского края ответ в отдел полиции. «Никаких публичных мероприятий мной не планировалось и не планируется, ввиду чего информация, которой обладает УВД по городу Сочи, является недостоверной. Более того, с учетом партийной принадлежности и рода деятельности, все мои действия всегда направлены на неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации, ввиду чего призыв к недопустимости пропаганды экстремизма и терроризма является излишним», — сообщил адвокат.
Полиция Адлера не смогла прокомментировать ситуацию, сославшись на пандемию коронавируса, в условиях которой не ведется прием.