В районе Нагатинский затон 4 апреля прошел сход жителей, возмущенных планами столичных властей по прокладке линий метро рядом с их домами. Выступали они не против самой подземки — конфликт случился, судя по всему, из-за отсутствия равного диалога со стороны городских чиновников. Мероприятие организовали в форме встречи с депутатом Госдумы Валерием Рашкиным. На нее также пришли лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов, активистка Ирина Собянина — и провокаторы.
В районе Нагатинский затон на юге Москвы уже два года ведется строительство станций Большой кольцевой линии метро – «Кленовый бульвар» и «Нагатинский Затон». В январе сообщалось, что готовность объектов составляет 30-35%. Жители района буквально с момента объявления планов по застройке жаловались на полное невнимание властей. Одна из главных претензий — городские чиновники так и не провели реальных публичных слушаний: по словам здешних активистов, «весь зал набили госслужащими, а жителям приходилось пробиваться с боем». А рассказать им было о чем — по словам районных активистов, проблем сразу несколько: это опасение из-за возможного разрушения жилых домов и обвала грунта во время строительства, и организации схемы дорожного движения на время строительства и после открытия станции; если не усовершенствовать дорожную систему, район ждет транспортный коллапс. Не сумев попасть на слушания, местные активисты опубликовали петицию, в которой, среди прочего, предлагалось провести экспертизу грунтов в районе, разработать схему движения и создать рабочую группу из жителей и чиновников, чтобы решать возникающие в ходе стройки оперативные вопросы. Петиция тогда собрала более двух тысяч подписей, а в феврале 2019 года люди вышли на первый сход.
По словам лидера «Левого фронта» и местного жителя Сергея Удальцова, с тех пор основные «болевые точки», благодаря активности жителей, «удалось немножко смягчить»: решается вопрос о шумозащитных окнах, частично нашли компромисс по проезду транспорта. Однако часть проблем по-прежнему мешает жильцам спокойно соседствовать со стройкой. Как сказал Удальцов, из-за пандемии коронавируса власти ведут обсуждения об изменениях в Нагатинском затоне онлайн — в частности, на портале «Активный гражданин». Но большинство жителей не в курсе обсуждений, проведенных, например, в январе-феврале этого года, уверен лидер «Левого фронта».
«Мы посчитали, что [в них] приняли участие менее одного процента жителей, которые бы потенциально могли бы участвовать. Это же профанация», — говорит Удальцов.
Между тем, как выяснилось как раз на онлайн-обсуждениях, помимо станций Большой кольцевой линии власти решили проложить в районе еще и часть новой Бирюлевской линии: она пройдет от станции «Технопарк» на юго-запад. «Мы не против строительства метро, — сказал журналистам перед нынешним сходом Сергей Удальцов, — но черт, как всегда, кроется в деталях». Он отметил, что в связи с новыми планами стройка затянется еще на несколько лет: если БКЛ обещали все завершить к 2023-му, но теперь сроки окончания строительства переносятся на 2025-2026 годы. В планах, которые, по словам Удальцова, активистам удалось узнать «окольными путями», — вырубка деревьев и организация объездных путей «под окнами жителей».
Удальцова, Собянина и провокаторы
Сход был назначен на 13 часов. «Вы знаете, я в правах поражен, — сказал журналистам Удальцов, направляясь к месту встречи, — но мимо проходить никто еще не запрещал» (Удальцов находится под административным надзором после освобождения из колонии до 5 августа нынешнего года и не может посещать массовые мероприятия).
Тем временем на месте, в одном из близлежащих дворов, с полицейскими уже общался депутат Валерий Рашкин.
— Вот скажите, — обратился он к стражу порядка. — Вы такие предупреждения всем делаете? И «Единой России»?
— Да, — кивнул полицейский.
— И Путину? — не унимался Рашкин. — Когда он там нарушает санитарные нормы на стадионе?
— Я могу ответить вам только за обслуживаемую территорию.
— Хорошо, тогда я Путина приглашу и посмотрю, как вы его предупредите, чтоб он не нарушал…закон и Конституцию, — многозначительно закончил разговор Рашкин.
Через несколько минут мероприятие началось. Импровизированной сценой стала детская площадка. Рашкин с микрофоном расположился рядом с разноцветным мостиком. Он говорил, как обычно, четко, хотя и беспредметно. Представил спикеров, пообещал в конце встречи определиться с резолюцией, и передал слово «активистке района» Анастасии Удальцовой. Как выяснилось, она живет в Нагатинском затоне больше 20 лет, а Сергей Удальцов, как мы упоминали выше, и вовсе с самого рождения. Анастасия рассказала, как что эти два года для района стали тяжелыми: квартиры в домах рядом со стройками управа не застраховала, хотя обещала, окна в них не заменили — сроки отодвигаются, а установленные шумозащитные сооружения оказались практически бесполезны.
— А где вы раньше были? — раздалось из толпы собравшихся жителей во время выступления Удальцовой.
— Когда все развалено, тогда мы начинаем! – подхватил другой голос.
Удальцова в ответ озвучила свои предложения. Например, предложила уменьшить на 50% плату за услуги ЖКХ для тех жителей, которые живут в зоне застройки. А закончила свое выступление Удальцова на неожиданной ноте — предложила местным жителям не голосовать за депутата от «Единой России» на предстоящих в выборах.
Следом на сходе выступила еще одна активистка Ирина Собянина. Она обратила внимание «на группу людей, которые спрашивают: где вы были раньше?». Это несколько человек, чьи лица были закрыты масками, некоторые их них — капюшонах. Они постоянно выкрикивали провокационные реплики. Им Собянина адресовала тот же вопрос, и добавила: «Ребята, крайние тут мы все». «Такими крикунами, как вы», сказала активистка, «чиновники и протащили через все инстанции проект строительства станций “открытым способом” — то есть с рытьем траншей и котлованов, хотя жители выступали за «закрытый» (когда все работы проводятся под землей, а на уровень земли выходят только в финальной стадии — «МБХ медиа»). Собянина призвала власть соблюдать экологические законы: накрывать технику пленкой, окапывать деревья и компенсировать их вырубку. Местный житель Федор Скляр предложил объединяться для защиты интересов своего района. Также на сходе раскритиковали «электронную демократию» — под которой, видимо, имели в виду платформу «Активный гражданин» и другие дискуссионные площадки московской мэрии. Они, по мнению активистов, помогают городскому правительству продвигать проекты, противоречащие интересам жителей. Один из выступающих сказал: «Слово “благоустройство”, звучащее из уст чиновников, медленно становится синонимом вредительства».
В конце встречи жители приняли резолюцию, в которой потребовали от столичных властей проведения очных полноценных публичных слушаний по вопросу строительства станций метро в Нагатинском затоне. Жители считают, что власти должны заключить договоры страхования их домов от рисков при строительстве, поставить людям в зоне строительства шумозащитные стеклопакеты, вывозить грунт, а также рассмотреть вопрос о снижении платы за ЖКХ для домов, находящихся в зоне застройки.
«У нас государственный подход! Это вам не флешмобы!», — заявил напоследок Рашкин. Он пообещал отправить депутатские запросы по теме резолюции, а через месяц собраться снова, чтобы ознакомить жителей с ответами. «И потом будем решать, что делать дальше, — сказал депутат. — А мы можем сделать все!».