in

«Это месть за развод». Как алименты становятся инструментом для манипуляций

Мать и новорожденный
Мать и новорожденный. Фото: Creative Commons

По данным службы судебных приставов в России более миллиона человек не платят алименты на своих детей. Несмотря на изменения в федеральном законодательстве, решить проблему полностью пока не удается количество уклонистов ежегодно уменьшается, а сумма долга наоборот растет. Как государство заставляет должников помогать своим семьям, и почему работа приставов не всегда эффективна — в материале «‎МБХ медиа».

«‎Не деньги, а подачка»

В 2015 году двадцатитрехлетняя Виктория Шевчук из Пензенской области вышла замуж. Это был первый брак и для нее, и для ее мужа Алексея. «‎В ЗАГС шли по любви», — вспоминает женщина. Тревожные звоночки Виктория заметила не сразу, хотя уже через пару месяцев после свадьбы новоиспеченный супруг начал вести себя странно: подолгу задерживался на работе, стал раздражительным.

Очень скоро к вербальному насилию добавилось и физическое. Во время беременности отношения сделались еще хуже. «Алексей мог толкнуть меня в стену со всей силы или дать пощечину. При этом он делал это в “шуточной” форме. Например, бил и говорил потом, что это такой прикол, что он просто мою реакцию проверяет», рассказывает Виктория. Ее родители и подруги в один голос твердили, что рождение ребенка изменит поведение Алексея, пробудит в нем отцовские чувства. Увы, они оказались неправы.

Когда сыну исполнилось восемь месяцев, женщина подала на развод. Паре не удалось сразу расторгнуть брак, поэтому первые полгода Алексей не спешил выплачивать алименты, хотя жили они уже раздельно. 

Свою историю Виктория называет «классической». В тематических группах в социальных сетях, где женщины делятся друг с другом советами о том, как привлечь к ответственности злостных неплательщиков алиментов, этот сценарий действительно считается стандартным. 

Через полгода после развода Алексей принес бывшей жене трудовой договор, в котором было прописано, что он работает на 0,25 ставки и получает ежемесячно три тысячи рублей. По семейному кодексу размер алиментов зависит от количества детей: на одного ребенка нужно отдавать четверть дохода, на двух — треть, на трех и больше — половину. Виктории, согласно этим расчетам, положено 25% или 750 рублей.

«‎Это не деньги, а подачка. Приставы отвечают, что не могут его заставить работать, прокуратура перенаправляет письма обратно приставам. В инспекции труда говорят, что раз работника все устраивает, они не имеют права производить проверку, — жалуется женщина. Виктория уверена, что таким образом бывший муж мстит за развод. 

В жизни сына Алексей участия не принимает, встреч не требует. В 2020 году женщина подала иск об изменении выплаты алиментов с доли на твердую денежную сумму (ТДС) — фиксированный размер. К такому варианту прибегают, в том числе, если по каким-то причинам долевое взыскание не происходит. Например, алиментоплательщик не имеет постоянного и стабильного заработка или доход, как в случае с Алексеем, неоправданно занижен.

Суд встал на сторону Виктории и назначил алименты в размере 0,5 от детского прожиточного минимума. Эта величина варьируется в зависимости от региона и устанавливается в начале года. В Пензенской области прожиточный минимум составляет 10 тысяч рублей. Но бывший муж оказался не готов и к таким тратам. До сих пор он продолжает выплачивать 750 рублей вместо положенных пяти тысяч. 

В апреле этого года Верховный суд разрешил привлекать должников к административной ответственности, если будет установлено, что родитель ребенка намеренно занижает сумму доходов. Теперь даже частичная задолженность трактуется как полноценный отказ от обязательств. 

«Если в течение определенного срока после этого гражданин не начнет погашать свои долги, то он может быть привлечен уже к уголовной ответственности», — подчеркивает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

Узнав о таком нововведении, Виктория сразу же подала заявление приставу. Через месяц суд назначил ее бывшему мужу 22 часа исправительных работ. За повторное нарушение такого рода к Алексею может быть применена статья 157 УК РФ (неуплата  средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей), которая подразумевает до одного года лишения свободы. Но пока, по словам Виктории, деньги на ее счет не поступали. 

«‎У меня новые дети»

Восемь лет назад отец Васи Ильина ушел из семьи, оставив его с младшим братом и мамой, у которой тогда диагностировали рак желудка. Развод длился долго, отношения родителей из просто плохих с каждым месяцем превращались в откровенно враждебные. 

Сейчас Васе 19, за это время отец ни разу не выплатил причитающиеся ему и его брату алименты — общая сумма задолженности превысила миллион рублей. Мужчина вовремя успел переоформить всю недвижимость и автомобиль на новую жену и трудоустроен все это время был неофициально. В новом браке у него родились еще трое детей.

«‎Когда я спрашивал, почему он не платит алименты, отец отвечал, что теперь у него появились новые дети, а мы — старые. Нам не положено. Да и вообще зачем сводить отношения только к материальной выгоде? Есть же связь отца-сына, которую деньги только разрушают», — рассказал «МБХ медиа» Вася. 

Нельзя сказать, что родитель не предпринимал никаких усилий, чтобы поддерживать близкие и родственные отношения. На день рождения отец подарил Васе кружку с фотографией нового сына от другого брака, 500 рублей и пакет гречки. Такие «подачки» время от времени помогали ему избегать ответственности — приставы засчитывали это как материальную помощь, в возбуждении уголовного дела отказывали. Это позволяла делать небольшая лазейка в законе. Летом правительство одобрило поправки в статью 157 УК РФ — теперь там отдельно прописано, что средства должны выплачиваться не «частично», а «в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением». К ответственности одинаково могут привлечь и того, кто вообще не платил алименты, и того, кто погасил задолженность не в полном объеме.

Семейный юрист Юлия Александрова называет основными лазейками для неплательщиков алиментов в законодательстве постоянную смену счетов, сокрытие реальных доходов и оформление имущества на третьих лиц. При этом часто все эти способы используются вместе.

«Как показывает практика, привлечение к уголовной ответственности не мотивирует должников к оплате алиментов, — подчеркивает Александрова. — Больше должники боятся, когда начинают реализацию имущества или подают иски на взыскание алиментов с бабушек и дедушек». Например, в Томской области мужчина погасил долг в 570 тысяч рублей после того, как приставы арестовали его автомобиль Lexus.

Кроме того, эффективно работает и ограничение на выезд за границу. В новостях еженедельно мелькают истории подобные этой: житель Красноярска не смог уехать в летний отпуск из-за задолженности в 60 тысяч рублей. Мужчина уже прошел паспортный контроль в аэропорту, когда к нему подошли приставы и сообщили, что улететь не получится. В ФССП подтвердили, что в течение недели должник сам пришел к приставам и внес всю сумму долга. 

Аналогичная ситуация произошла в Приморском крае. Там моряк не смог выйти в рейс в заграничную командировку, так как имел задолженность по алиментам в размере 70 тысяч рублей. Мера оказалась действенной — мужчина оперативно выплатил задолженность и вместе с ней и исполнительский сбор, назначенный за несвоевременное исполнение судебного решения. 

«Работа приставов не идеальна. Часто пока их не начнешь заставлять работать, сами они бездействуют. Начинать нужно с запросов о предоставлении информации о ходе исполнительного производства, после чего смотреть, какие процессуальные действия производил пристав-исполнитель, и производил ли он их вообще», — советует Юлия Александрова. 

После этого нужно написать заявления на все ограничения, предусмотренные законом. Например, можно требовать запрет на  выезд за границу, ареста карт и счетов, недвижимости и автомобиля. За долги могут даже временно лишить водительских прав. Суммарно на получение ответов может уйти от четырех месяцев до полугода, отмечает юрист. По ее словам, порой этого хватает, чтобы опустить руки, и далеко не все готовы выбивать причитающееся так долго. 

Алименты в цифрах

Актуальной статистики о том, сколько детей в России получают алименты, нет. Точных данных здесь и не может быть, потому что иногда родители решают этот вопрос при разводе или расставании мирным путем, без участия суда. Правда, таких людей в общем разрезе — единицы. По российскому законодательству родители могут договориться об алиментах устно или с помощью нотариально заверенного соглашения. Однако в большинстве случаев все же приходится идти в суд. 

По данным Федеральной службы судебных приставов (ФССП) в 2020 году в России насчитывалось свыше одного миллиона граждан, уклоняющихся от уплаты алиментов. Годом ранее приставы оценивали общую сумму задолженности в 152 миллиарда рублей — это в восемь раз больше, чем в 2012 году. Пока сумма долга растет, количество неплательщиков постепенно уменьшается. Только за последний год должников официально стало на 19 тысяч меньше. 

Представители ФССП связывают эту отрицательную динамику с тем, что в 2016 году в России начали действовать новые федеральные законы, значительно усложняющие жизнь нерадивым родителям. Например, за долги более 10 тысяч рублей, стали временно лишать прав водительских прав. По аналогии с этим работает и запрет на выезд за границу. В мае 2021 году 507 тысяч неплательщиков алиментов оказались невыездными.

Как показывает статистика Росстата, чем больше детей у должника, тем меньше шансы того, что он будет платить алименты. Хотя количество уклонистов с каждым годом уменьшается, средняя сумма долга напротив увеличивается: если в 2017 году она составляла 114 тысяч рублей, то в 2019 уже — 142,3 тысячи. 

«Собираемость улучшилась, но общий долг поднялся. Эти миллиарды — деньги, которые недополучили реальные семьи», — высказывалась на эту тему спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко; подведомственная ей верхняя палата стала одним из основных инициаторов изменений в законодательстве, касающихся выплат на детей или нетрудоспособных родителей.

Алименты остаются преимущественно мужской обязанностью: женщин, обязанных выплачивать деньги, в пять раз меньше. В 2018 году ФССП составила собирательный портрет должника: это мужчина в возрасте от 30 до 42 лет — именно в этой категории возбуждено больше всего исполнительных производств. На втором месте по распространенности находятся должники от 42 до 54 лет (23% от общего количества). Числятся среди уклонистов и молодые люди от 18 до 30 лет (9% мужчин). 

До привлечения к уголовной ответственности доходит не так много неплательщиков. Данные судебного департамента Верховного суда РФ показывают, что в 2015 году 65 тысяч человек были осуждены по 157 статье УК РФ — это максимальное значение за последние годы. Для сравнения в 2020 году таких людей стало значительно меньше  — 37,5 тысячи. Самым распространенным наказанием по-прежнему остаются исправительные работы. В 2020 году к ним приговорили 23,8 тысячи человек. Еще 4,4 тысячи человек получили реальные сроки.

В Совете Федерации понимают, что решить проблему только с помощью ужесточения наказаний невозможно. Одно время власти даже всерьез обсуждали создание алиментного фонда, который будет выплачивать деньги семьям, если их невозможно взыскать с нерадивых родителей. Эту идею поддержала детский омбудсмен Анна Кузнецова, но дальше разговоров дело не пошло. Главной проблемой председатель комитета верхней палаты парламента по социальной политике Инна Святенко назвала финансирование. Пока что у сенаторов нет четкого представления о том, из каких денег будет формироваться фонд.

«Так как не определён источник, пока затруднительно говорить о том, как он может существовать», — пояснила Святенко.

Упростить процедуру взыскания денег и сделать ее максимально прозрачной власти пытаются и другим способом. Так, по словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, в 2023 году будет сформирована единая система, где отслеживать весь процесс в электронном формате смогут не только плательщики и получатели алиментов, но и ФСПП, и банки. А иск в мировой суд о взыскании алиментов можно будет подать прямо на портале Госуслуг.

Правда, юрист Юлия Александрова относится к этому нововведению с некоторым скепсисом. «Как показывает практика, приставы и сейчас пытаются присылать документы взыскателям через Госуслуги. Но документы приходят не в полном объеме, часто в плохом, нечитаемом формате. Цифровой документооборот не облегчит жизнь взыскателям и должникам», — уверена Александрова.

.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.