13 сентября в России единый день голосования. В этом году он пройдет в новом формате, у которого, кажется, гораздо больше противников, чем сторонников: он не будет единым, проголосовать можно будет в течение нескольких дней. Для этого необязательно идти на избирательный участок, отдать свой голос можно будет на придомовых территориях или, как это уже окрестили в СМИ и блогах, «на пеньке», и даже дистанционно, правда только в двух одномандатных округах, в Курской и в Ярославской области. Внедрением и продвижением этой системы последние несколько месяцев активно занималась ЦИК и ее глава Элла Памфилова.
В преддверии выборов «МБХ медиа» вспоминает жизненный путь председателя Центризбиркома, которая смогла за двадцать лет неожиданно для всех из убежденного демократа и борца с несправедливостью превратиться в важнейшего защитника режима.
Девушка с комбината
«Во время общероссийского голосования была уникальная ситуация. Закон впервые отдал право нормотворчества ЦИК. И появились новые формы голосования: досрочное, пеньковое, мобильное и какое еще там. Это полностью изобретение нового состава ЦИК, в том числе Эллы Памфиловой, — негодует сопредседатель общественного движения «Голос» Юрий Гурман. — Можно вспомнить алтайскую историю 2016 года, когда процент явки зашкаливал, были всевозможные “карусели” и “вбросы”. ЦИК вмешался, отменил результаты. Тогда позитивный тренд был задан на ликвидацию возможных фальсификаций с использованием этой системы голосования. И вдруг сейчас после всеобщего российского голосования все перекосилось в другую сторону».
Перекоса ничто не предвещало.
Элла Памфилова родилась в 1953 году в небольшом городе Алмалык в шестидесяти километрах езды на юг от Ташкента. Семья будущего председателя Центральной избирательной комиссии (ЦИК) жила скромно, но в достатке: родители работали на горно-металлургическом комбинате, а воспитанием девочки и ее младшего брата занимался преимущественно дедушка.
«Я, как птичка, могла часами сидеть на заборе или на верхушке дерева, спрятавшись в ветвях так, чтобы меня никто не видел: следить за улицей, за движением, фантазировать, мечтать. Дедушка у меня был замечательным мастером — ну просто золотые руки. В доме вся мебель была сделана им. И вот он смастерил для меня в нашем саду маленький домик, чуть больше собачьей конуры, но с крышей, с детской мебелью. Мама дала тряпок красивых, я сшила занавесочки, такое было счастье — свой, абсолютно собственный мир», — рассказывала Памфилова в интервью журналу «Огонек» в 1998 году.
После окончания школы с золотой медалью Памфилова поехала в Москву поступать на факультет журналистики МГУ. Однако этой мечте было не суждено сбыться: абитуриентка вовремя не оплатила комсомольские взносы. Вместо этого она пошла в Московский энергетический институт (МЭИ) на специальность инженера электронной техники. Именно в студенческие годы Памфилова познакомилась со своим будущим мужем, брак с которым продлился восемнадцать лет. До сих пор это единственные отношения председателя ЦИК, о которых известно СМИ — свою личную жизнь Элла Александровна старательно оберегает от внимания общественности.
В 1976 году Памфилова получила диплом и устроилась работать инженером-технологом ремонтного завода ПО «Мосэнерго», а уже в 1977 году в молодой семье появилась дочка Татьяна. Сама Элла описывает этот период своей жизни как «первый взлет карьеры». Памфилова «пошла по профсоюзной линии», начала активно заниматься охраной труда на предприятии и стала председателем профкома.
Большая политика
В 1989 году в ходе первых в современной истории конкурентных выборов при поддержке профсоюзов Памфилова сначала стала народным депутатом СССР, а потом и членом Верховного совета, где занималась экологией и борьбой с коррупцией.
Она входила в межрегиональную депутатскую группу наряду с главными политиками того времени: нобелевским лауреатом и правозащитником Андреем Сахаровым, будущим первым президентом России Борисом Ельциным и будущим мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком. Эту фракцию официально называли первой легальной парламентской оппозицией, главной задачей которой было преобразование политического режима страны из тоталитарного в демократический. В 1990 году Памфилова официально заявила о своем выходе из коммунистической партии.
В 1991 году Борис Ельцин пригласил Памфилову на должность министра социальной защиты населения при правительстве Егора Гайдара. После распада СССР сложно было представить более сложный министерский пост, чем этот, в социальной поддержке нуждались миллионы россиян, а ресурсы были как никогда ограничены. Эта работа не давалась Памфиловой легко. Как отмечал тогдашний вице-премьер Александр Шохин, Элла всегда близко к сердцу принимала чужое человеческое горе, а некоторые вещи доводили ее «до глубоких переживаний, то есть до слез». Тем не менее, это не мешало ей добиваться результатов.
В 1992 году Памфилова подала в отставку вместе со всем правительством Егора Гайдара. Однако Борис Ельцин не принял ее заявление и настоял на том, чтобы она продолжила работу в составе правительства Виктора Черномырдина. Уйти с этой должности Памфилова смогла лишь со второй попытки в 1994 году.
Дальше свою политическую карьеру Элла продолжила в качестве депутата Государственной думы, где она состояла во фракции «Выбор России» Егора Гайдара. Чеченская война расколола партию на две части. Памфилова резко выступала против боевых действий и даже разработала законопроект о мирном разрешении ситуации в республике. Впрочем, этот документ не был поддержан даже внутри фракции. Памфилова не смогла остаться в стороне и в декабре 1994 году вместе с другими депутатами Госдумы и журналистом Сергеем Доренко поехала в Грозный, где помогла освободить из плена двадцать российских танкистов. Вскоре будущий председатель ЦИК вышла из партии Гайдара и продолжила работать уже как независимый депутат.
В 2000 году Памфилова украсила свою и без того уже внушительную политическую биографию еще одной строчкой — она стала первой женщиной в истории России, которая баллотировалась на пост президента страны. В интервью радио «Свобода» Памфилова тогда комментировала результаты выборов, на которых она получила чуть больше одного процента голосов, так: «Я сказала, что я этим процентом дорожу больше, чем, может быть, другие крупные кандидаты. […] И я благодарна каждому, кто услышал меня, и я сделаю все возможное, чтобы интересы этого процента одного отстаивать на любом уровне так, как я это могу».
Правозащитная деятельность
После президентских выборов Памфилова решила отойти от большой политики и сосредоточиться на том, что у нее лучше всего получалось — на правозащитной деятельности. Сначала Элла была членом Национальной общественной комиссии по нарушениям прав человека на Северном Кавказе, а уже в июле 2002 года была назначена председателем комиссии, а потом и Совета по правам человека при президенте РФ.
«Она, как могла, пробивала наши предложения на самый верх. Конечно, она не могла не соблюдать какие-то правила, но под ее руководством Совет двигался вперед. Я знаю несколько четких моментов, когда нам удалось серьезно повлиять на события, происходившие в стране. И я ей за это благодарна, потому что это все стало возможным только из-за ее упорства и настоящего боевого духа. Она всегда готова была встретиться с каждым лично, чтобы понять, чего мы хотим», — рассказала «МБХ медиа» российская правозащитница, председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина, которая несколько лет проработала вместе с Памфиловой.
На должности председателя совета по правам человека Памфиловой неоднократно приходилось поднимать опасные темы и озвучивать непопулярные среди чиновников мнения. Так, например, в 2009 году Элла на встрече с Дмитрием Медведевым назвала смерть юриста фонда Hermitage Сергея Магнитского «убийством и трагедией». Также она открыто выступала против расширения полномочий ФСБ и критиковала прокремлевское движение «Наши».
Вероятно, именно скандал вокруг одной из акций движения под названием «Здесь вам не рады» мог стать последней каплей, после которой Памфилова решила оставить свой пост. Во время этой акции, проведенной в летнем лагере на озере Селигер, на колья были посажены резиновые головы с масками известных политических и общественных лидеров в нацистских головных уборах, в том числе и Памфиловой.
«Вот это меня возмутило тем, что молодежное объединение, которое находится под теплым крылом власти, оно вдруг решило, что ему позволено все. Я полагаю, что это недопустимо, и это моя принципиальная позиция, которую я отстаивала и выстаиваю», — говорила в интервью Элла незадолго до своей отставки.
Многие политологи считают, что конфликт с Сурковым и отсутствие поддержки со стороны Дмитрия Медведева сыграли в этой истории большую роль. В результате Памфилова исчезла с политического и общественного радара на несколько лет. О причинах своего ухода экс-глава президентского совета не распространялась, в общих словах объяснив, что ее профессиональная деятельность зашла в тупик.
«Я надеялась, что эта власть при всех своих ошибках все-таки развивается и развивает страну. Пока эта надежда была, пока я считала, что своими действиями помогаю политической системе не превратиться в железобетонный бункер, я работала в совете. Как только я поняла, что все это бессмысленно, я ушла».
Триумфальное возвращение
Еще в начале нулевых Памфилова учредила общественное движение «Гражданское достоинство». После ухода из совета она активно занялась своим фондом, который в 2013 году, по поручению Путина, стал крупнейшим распределителем государственных грантов для некоммерческих организаций. Что сейчас происходит с этим движением — непонятно. Официальная интернет-страница организации недоступна, а последние новости в СМИ относятся к 2016 году, тогда же Памфилова стала председателем ЦИК.
Как отмечает Светлана Ганнушкина, после принятия закона «об иностранных агентах», НКО становилось все сложнее получать дополнительное финансирование, а Памфиловой удалось какое-то время поддерживать работу таких организаций, как «Голос», Московская Хельсинкская группа, «Мемориал».
В 2014 году Памфилова заняла пост Уполномоченного по правам человека. А уже через два года ей предложили другую должность — возглавить ЦИК в преддверии выборов в Госдуму. Большой опыт на государственно значимых постах, авторитет в разных, в том числе либеральных кругах, репутация честного и принципиального человека делали кандидатуру Памфиловой идеальной для новой работы.
И начало было обнадеживающим. В 2016 году во время выборов в Барвихе, участие в которых решили принять сторонники оппозиционера Алексея Навального, были выявлены десятки нарушений и фальсификаций. В отличие от своего предшественника на посту Чурова, Памфилова не только вступила в открытый диалог с оппозиционерами, но и признала ошибки, отменив результаты выборов в этом районе.
В результате, как показали опросы общественного мнения, россияне действительно стали больше доверять работе Центризбиркома после того, как его возглавила Элла Памфилова, но продлилось это недолго.
Уже в 2017 году официальная позиция ЦИК радикально изменилась. Памфилова отказалась регистрировать Алексея Навального в качестве кандидата в президенты, ссылаясь на его судимость. Хотя на тот момент Европейский суд по правам человека уже признавал этот приговор незаконным, и ЦИК мог принять другое решение. Конфликтными оказались и выборы 2019 года в Мосгордуму, когда многие независимые кандидаты не были зарегистрированы. Недовольство результатами быстро вылилось в протестные настроения и перетекло в митинги в крупных городах страны.
Еще чаще имя Памфиловой в негативном ключе стало звучать в 2020 году в период подготовки и проведения общероссийского голосования по поправкам к Конституции, которое проходило с многочисленными нарушениями. Несмотря на то, что в СМИ то и дело появлялись материалы, фиксирующие различные проблемы в организации этого голосования, результаты были признаны «полностью легитимными и бесспорными».
ЦИК между законом и СК. Почему в 2014-м Памфилова не боялась силовиков и не может их победить сегодня
Когда я наблюдаю за тем, что...
«Мы работали с ней в Чечне. Она, безусловно, борец. Вопрос, куда эта сила направлена. Меня часто спрашивают, понимает ли Путин, что он поступает плохо. Эти люди вокруг Путина лишены шкалы правда-ложь, они не знают разницу между добром и злом. А у Эллы Александровны понятия о добре и зле определенно есть. Поэтому она могла быть полезной на другой должности, а сейчас уже ничего сделать нельзя, — резюмирует Светлана Ганнушкина. — Организовать выборы так, чтобы не было фальсификаций, нельзя. Я ей написала не так давно, что ее имя будет в истории связываться с этими калечащими поправками к Конституции».
После проведения голосования по поправкам в Конституцию в России был принят закон о многодневном голосовании. Элла Памфилова высоко оценила эффективность этой системы в июле и предложила распространить эту практику на другие выборы. Единый день голосования в этом году уже пройдет в новом формате, несмотря на критику со стороны некоторых представителей общественности и даже политических деятелей, которые убеждены, что это нововведение очень сильно затруднит независимое наблюдение и приведет к многочисленным фальсификациям при подсчете голосов.