Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и российские власти признают, что похороны умерших от коронавируса несут в себе определенную опасность. Помимо передачи вируса во время прощальных церемоний от людей друг другу, существует опасность передачи вируса от трупа к человеку. Но исполнению санитарных норм в России препятствуют несогласованность надзорных ведомств, региональная самодеятельность и религиозные обычаи. «МБХ медиа» рассказывает о неразберихе в государственном и религиозном регулировании похорон в условиях пандемии.
«Я общался с коллегой из Сан-Франциско, он хоронил выходца из России, умершего от коронавируса. Его близкие практические подрались с работниками кладбища, из-за желания открыть гроб и поцеловать усопшего», — рассказал «МБХ медиа» глава группы компаний «Ритуал-Сервис» Илья Болтунов.
Действия сотрудников сан-францисского кладбища оправданы, контактировать с телом умершего от коронавируса опасно: если человек умер во время инфекционного периода COVID-19, легкие и другие органы могут все еще содержать живой вирус. Об этом говорится в рекомендациях ВОЗ, на которые опирается в том числе Роспотребнадзор.
Согласно временному руководству по обращению с трупами от Роспотребнадзора, люди, которые занимаются подготовкой тела — мытьем, стрижкой, бритьем, гримированием — должны использовать одноразовый непромокаемый халат, защиту для глаз, перчатки, маску. Родственники должны получить четкие инструкции: целовать и трогать тело запрещено. Люди с иммунодефицитом, болезнями сердца, диабетом, респираторными болезнями и люди старше 60 лет не должны напрямую взаимодействовать с трупом. Те, кто помещают тело в могилу, должны делать это в перчатках, а после вымыть руки.
Гроб под вопросом
Руководство это, впрочем, не обязательно, хоть это и все, что у отрасли есть от надзорного ведомства. Для безопасности близких умерших от коронавируса требуется единая инструкция для ритуальных служб, но в России ее фактически нет, отмечают в разговоре с «МБХ медиа» представители похоронного бизнеса. Самым спорным вопросом при похоронах стал выбор способа захоронения. В рекомендации Роспотребнадзора сказано, что кремация трупов в случае COVID-19 необязательна: «это вопрос культурного выбора и доступных ресурсов». Не настаивает ведомство и на запаянных гробах, в сущности требуя от сотрудников похоронной индустрии и от скорбящих только разумных предосторожностей.
До 8 апреля действовали временные рекомендации Минздрава хоронить умерших от COVID-19 в закрытых гробах. В новой редакции рекомендаций указание по похоронам вовсе отсутствует. «Минздрав вообще не уполномочен давать рекомендации по организации похорон, потому что к нему относится только патологоанатомическое бюро. Похоронщиков же регулирует Роспотребнадзор. Одновременно с его инструкцией существуют рекомендации Минздрава, в преамбуле которого указано,что оно распространяется на медиков, но на 43 странице сказано, что похороны должны осуществляться в закрытом гробу», — говорит юрист ритуальный отрасли Елизавета Потемкина.
Илья Болтунов считает, что в Москве не будет проблем с исполнением руководства Роспотребнадзора, но правильность толкования его норм и его исполнение в регионах и малых городах под вопросом.
Ситуация усугубляется тем, что в регионах власти начинают по-своему дополнять существующие на федеральном уровне инструкции, говорит Потемкина. «Где-то предписывают, что похороны должны проходить обязательно в цинковом гробу, где-то вообще нет подобных документов. Мы уже отправили в московский Роспотребнадзор официальное письмо, ждем ответа», — объясняет она. Елизавета рассказывает, что ее коллег из Оренбурга обязывают хранить в цинковом гробу. «У нас умер вчера второй человек и власти требуют хоронить только в запаянном цинке, а цинк делает лишь одно предприятие и ломит бешеные деньги за это», — написал собеседник Потемкиной.
В Санкт-Петербурге государственное предприятие «Ритуальные услуги», опираясь на предписание местного Роспотребнадзора, указывает, что умерших с COVID-19 могут хоронить только в деревянных гробах с герметичным металлическим вкладышем на специальных участках кладбищ.
Потемкина предполагает, что правовая коллизия образовалась, потому что федерального органа исполнительной власти, который бы отдельно отвечал за похоронное дело, нет: регулирование «похоронки» распределено между несколькими органами власти.
Кого хоронить по эпидемиологическим правилам?
Во временных методических рекомендациях Минздрава указывается, что формулировку патологоанатомического диагноза, умерших с COVID-19, следует дифференцировать на два типа:
— смерть, когда COVID-19 — это основное заболевание;
— смерть зараженного COVID-19 от других заболеваний.
«При заболевании COVID-19, основной причиной смерти может указываться ишемическая болезнь сердца, а среди основных причин может указываться неуточненная коронавирусная инфекция», — приводит пример Болтунов.
Болтунов полагает, что в малых населенных пунктах эта часть инструкции может толковаться по-разному. «Там сейчас многое непонятно, начиная от постановки диагноза. У нас еще до коронавируса очень много людей умирало от пневмонии. В небольших деревушках это достаточно частая причина смерти, особенно среди пожилых. Пообщавшись с врачами, понятно: четкого понимания с постановкой окончательного диагноза нет. Сомнительно, что в деревнях у погибших от пневмонии будут посмертно брать анализы на коронавирус».
В вопросе выбора мер предосторожности, если коронавирус — это второстепенная причина смерти, рекомендации расплывчатые, признает Болтунов.
Еще одна потенциальная проблема — те, кто умирают в своих домах, считает Болтунов или очень поздно обращаются за медицинской помощью и успевают умереть до постановки диагноза. По мнению Болтунова, в таких случаях нет гарантии, что анализ будет проведен посмертно. За покойников из стационара беспокойства существенно меньше.
Сам Болтунов собирается рекомендовать своим клиентам кремацию. В целом по отрасли в случае с COVID-19 склоняются к использованию закрытого гроба, замечает он. Болтунов говорит, что подорожания цинковых гробов в условиях эпидемии не наблюдается, но в рознице они и так стоят примерно в два раза дороже обычных, а оплачивать их должны родственники.
Раскол у мусульман и согласие РПЦ
Вразрез с соблюдением санитарных норм может идти исполнение религиозных обычаев на похоронах. Русская православная церковь не заявляла ничего против использования цинковых гробов. На сайте ритуальной православной службы говорится, что цинковые гробы нельзя вскрывать. Но единства в этом вопросе нет у мусульман, которых принято хоронить не в гробу, а в саване. В вопросе погребениях умерших с коронавирусом разошлись Духовные управления мусульман (ДУМ) России и Дагестана.
В богословском заключении совета улемов ДУМ России сказано, что в случаях необходимости тела мусульман, умерших с коронавирусом, можно хоронить в гробах, допускается вскрытие тела, допускается погребение без омытия тела и даже кремация. ДУМ России советует опираться на рекомендации Минздрава.
10 апреля, на следующий день после публикации заключения федеральных улемов, муфтият Дагестана выпустил противоречащую общероссийскому ДУМ инструкцию по похоронам. Она предписывает хоронить умершего от коронавируса «как любого другого человека, умершего не по причине заразной болезни»: омывать тело покойного, укутывать его в саван. «Если у человека, омывающего покойника, есть опасение, что вирус может перейти на него, то шариат разрешает ограничиться тайяммумом (протиранием землей лица и рук)», — поясняет муфтият, добавляя, что такое исключение допустимо только в «крайнем случае», так как современные средства защиты минимизируют риск заражения.
При этом Минздрав указывает, что медики при работе с телом погибшего от коронавируса должны использовать защитный противочумный костюм II типа.
Кремирование, которое допустил ДУМ России, дагестанский муфтият называет харамом — грехом, категорически запрещенным. Комментаторы в инстаграме с одобрением встретили эти рекомендации, многие из них написали, что коронавируса не существует. Один из комментаторов возмутился. Он обратил внимание на то, что умершие от чумы во время эпидемии считаются в исламе шахидами, при захоронении которых можно исключить этап омовения.
Мусульмане Кабардино-Балкарии тоже высказались за традиционные похороны, при этом ДУМ республики заявило, что не имеет отношения к ДУМ России. «Мы — самостоятельная организация. У нас есть Совет Улемов, который будет принимать решение по региону», — сказал заместитель председателя организации Алим Сижажев в разговоре с «Кавказских узлом». Но, несмотря на это, умерших от коронавируса в республиках начали хоронить в цинковых гробах. В городе Чегем покойную родственницу передали семье в цинковом гробу без разрешения на вскрытие гроба и так и похоронили.
Позиция Муфтията Чечни в вопросе погребения покойного схожа с предписаниями муфтиятов Дагестана и Кабардино-Балкарии. При этом, муфтий Чечни Салах Межиев обратил особое внимание на необходимость сокращения поминальных мероприятий. Он говорит, что тезет (поминки) не должны посещать женщины. Рост числа больных в республике связали как раз с массовыми поминками. После похорон в Шалинском районе почти 2000 человек помещены на карантин.
В Ингушетии ритуал омовения тела умершего от коронавируса муфтия Абдурахмана Мартазанова провели не в его доме, а в больнице, в специальных защитных костюмах, чтобы его родственники не заразились, рассказал «Интерфаксу» представитель совета алимов республики. Ранее сам Мартазанов предлагал организовать для ритуальных омовений тел места при больницах, чтобы обезопасить живых.
«Еще до коронавируса по российскому законодательству умерших должны были хоронить в гробу, не важно — православный человек или мусульманин. Но на деле мусульмане обычно использовали специальные ящики из досок — просто чтобы соблюсти законодательство. Были случаи, когда консервативно настроенные мусульмане с доплатой или без хоронили так как им хочется. С коронавирусом не хотелось бы, чтобы так было, но кто может гарантировать, что не найдется тот, кто эти правила обойдет? — объясняет Болтунов. — Также существует возможность, что родственники нарушат эти запреты, потому что нет никакого контроля за похоронными церемониями. Кто будет проверять соблюдение правил?».