31 июля в 20 регионах страны активисты-нацболы провели серию акций в ответ на отказ Минюста зарегистрировать партию «Другая Россия Э.В.Лимонова». Рассказываем, как это было и на что надеется лимоновская партия после смерти своего вождя.
Последний день июля отметился неожиданным возвращением в медийное поле партии национал-большевиков, как казалось, навсегда покинувшей федеральные новостные ленты. Их пусть немногочисленные акции за честные выборы прошли в 20 регионах и завершились задержанием активистов в Москве: здесь они зажгли дымовые шашки, и, растянув баннер «Россия будет свободной!» приковали себя наручниками к зданию Минюста. Акции прошли в Барнауле, Перми, Ярославле, а накануне, 29 июля, задержаниями обернулась соответствующая акция в Питере.
На большинство задержанных и доставленных в местные ОВД были составлены протоколы за «нарушение установленного порядка организации митингов» (ст.20.2 КоАП). Все указанные пикеты стали реакцией на отказ Министерства юстиции зарегистрировать организацию и запрет митинга последователей Лимонова в Москве.
Московское отделение заранее подало в мэрию уведомление о проведении 31 июля в столице митинга за честные выборы на Триумфальной площади, городские власти не разрешили лимоновцам собраться в объяленном месте.
Важно, что накануне пикетов задержаны полицией оказались не только рядовые члены, но сразу несколько руководителей организации: координатор партии Михаил Аксель, его силовики подкараулили на выходе из дома, Тимофей Филин, которому полицейские вменили неповиновение сотруднику полиции (ст. 19.3 КоАП) и оставили в ОВД до суда, Екатерина Бирюкова и руководитель московского отделения Ольга Шалина. Ей уже успели «выписать» арест на 15 суток по все той же статье. Ночью помимо них исчез, а после найден в ПДН оказался активист брянской ячейки Игорь Капустин.
Именем вождя
Лимоновская партия, пропавшая из поля зрения большинства СМИ через некоторое время после того, как ее бессменный лидер поддержал в 2014 году действия российских властей в Крыму и на Донбассе, после смерти писателя формально самораспустилась, чтобы поменять название на мемориальное: теперь за словами «Другая Россия» следует уточнение «Э.В. Лимонова» и, перегруппировавшись, предприняла попытку вернуться на политическую сцену.
Ранее, уже после «болотного» размежевания с либералами Лимонов, на волне эйфории от присоединения Крыма и перспектив, которые, как ему казалось, открывает перед его соратниками донецкий конфликт, успел порвать не только с бывшими политическими соратниками и попутчиками, но и сделал ряд предельно резких выступлений в адрес правозащитного движения, годами помогавшего партии и лояльных ему в течение долгих лет СМИ.
Дело в итоге дошло до призывов закрыть радиостанцию «Эхо Москвы» в эфире которой он ранее бывал частым гостем.
Сейчас партия вернулась к привычной антиавторитарной риторике. Но само решение о ребрендинге было принято еще в сентябре 2020 года, ровно через полгода после кончины Лимонова. Тогда так и не зарегистрированная российскими властями организация на своем съезде объяснила это желанием «закрепить преемственность» идеалам вождя. Политическая платформа партии действительно в целом не изменилась и по прежнему представляет собой смесь левых и «великодержавных» лозунгов.
Впрочем, на решение, очевидно повлиял и тот факт, что за несколько месяцев до этого в Челябинске в отношении трех членов тогда еще существовавшей «старой» «Другой России» силовики возбудили уголовное дело по статье 282.2 УК («Организация деятельности экстремистской организации»), более того, все трое арестованных активиста признали (!) свою вину, а к осени оказались осуждены условно, получив сроки от 2,5 до 4 лет.
Последнее теоретически поставило под возможный удар всю непризнанную государством структуру, частью которой де-факто и являлась разгромленная уральская ячейка. В сентябре 2020-го на пресс-конференции, посвященной суду, один из руководителей партии Михаил Аксель озвучивал эту версию напрямую: «У нас есть все основания предполагать, что материалы дела могут стать основанием для запрета организации», — говорил он тогда. Тем более, что и в некоторых других городах активисты к тому моменту уже столкнулись с аналогичными попытками ФСБ и полиции, например, в Нижнем Новгороде.
Опять не согласны
Смена названия, к слову сказать, не помогла партии, чей «полевой» роман с властью к концу 10-х ушел в прошлое (напомним, что активисты-лимоновцы приняли активное участие в конфликте на востоке Украины на стороне самопровозглашенных республик).
Уже к исходу десятилетия, потеряв информационную площадку сперва в лице оппозиционных, а позже и провластных СМИ, с уходом ряда «раскрученных» лиц, вроде писателя Прилепина, структура стала легко уязвима для репрессий. Уже через месяц после съезда и переименования в Москве полиция задержит троих лимоновцев: одного у метро «Чистые пруды», где он раздавал газеты, и еще двоих на Шаболовке, где те проводили одиночные пикеты.
С тех пор новости о задержании активистов обновленной партии станут привычным фоном для организации. В ноябре двое попадутся в руки правоохранителей после одиночного пикета против войны в Карабахе и акции возле местного суда. По последнему эпизоду на одного из лимоновцев заведут ни много ни мало уголовное дело о неуважении к суду (часть 2 статьи 297 УК — максимальная санкция по ней до полугода ареста).
За полгода в рамках КоАП достанется кроме того: активистам из Перми, петербуржцам, москвичам за акцию у посольства Казахстана и МИДа.
Старый лозунг
Насколько партии, заметно помолодевшей — многие нынешние активисты пришли в организацию недавно и не состояли в ее рядах в легендарные «предболотные» годы — удастся вернуться в большую политику, сложный вопрос. Но сделать она, судя по всему, это намерена всерьез.
Так, в апреле этого года в столичном гостиничном комплексе Измайлово прошел еще один съезд партии, он понадобился для того, чтобы решить технические вопросы подготовки к очередной попытке зарегистрировать партию, теперь уже под новым названием в Минюсте. Но и тут не обошлось без полиции: еще до открытия мероприятия к гостинице приехал автозак, а лимоновцы заявили о давлении властей на площадку, предоставившую под съезд помещение.
Несмотря на то, что разгона, как на форуме независимых депутатов «Объединенных демократов», проходившем почти в том же помещении месяцем ранее, не случилось, в июле власти отказали лимоновцам в регистрации.
За всю историю нацбольских попыток легализоваться, это уже 12 по счету. В ответ на отказ, партия назвала решение ведомства «незаконным», подчеркнув, что «национал-большевики заслужили регистрацию, заслужили допуск к выборам», и объявили о возрождении «Стратегии 31», придуманной еще Лимоновым — регулярных акций 31 числа каждого месяца в защиту свободы мирных собраний, гарантированных 31 статьей Конституции РФ. Собственно все сегодняшние задержания и стали реакцией силовиков на выход с пикетами сторонников организации по всей стране.