Семерых фигурантов дела «Сети» сегодня с утра приговорили к срокам от 6 до 18 лет колонии. Приговор выносился в Приволжском окружном военном суде на выездном заседании в Пензе. Наш корреспондент Анастасия Ольшанская, которая сейчас находится там, провела накануне весь день в компании родителей и друзей фигурантов.
«Я уже боюсь говорить»
В десять утра девятого февраля в Пензе солнечно и морозно — на улице минус 20. В KFC на центральной пешеходной улице — Московской — собрались родители Василия Куксова Алла и Алексей и мать Ильи Шакурского Елена Богатова.
Алексей Куксов взахлеб рассказывал об их семейном «домике в деревне», где он с женой сейчас живет. Там и свежий воздух, и шашлыки, и домашнее вино.
— Вот отпустят ребят, обязательно приедем к вам, — говорит Богатова.
— Обязательно! Ваш Илья ведь уже бывал у нас, — отвечает Алла Куксова.
Скоро пришла Татьяна Чернова — мать еще одного фигуранта дела «Сети» Андрея Чернова. Она привезла из Москвы три плаката для одиночных пикетов: с Василием Куксовым, Максимом Иванкиным и своим сыном.
«О, Вася. Хороший парень, а? Вы посмотрите в его глаза. Ну какой террорист? По ним всем видно: доброта из всех щелей лезет», — сказал, повернувшись ко мне, Куксов.
— И все-таки как настроение? Что суд скажет? — обратился Куксов уже к родителям других фигурантов дела.
— Я вот не знаю, — ответила Чернова.
— А я чувствую, что отправят на доследование, — сказал Куксов.
— У меня муж так же думает. Я уже боюсь говорить: скажу, и наоборот будет. Я ехала, старалась все от себя отгонять. Боюсь, — призналась Чернова.
В KFC постепенно стягивались родственники других ребят из пензенской «Сети». Пришли сестра Ильи Шакурского Юлия Зюзина, мать Алексея Кулькова Елена Самонина. Была и Елена Барабанова — мать бывшего фигуранта «московского дела» Владислава Барабанова.
Так на нескольких такси мы поехали к активистам, которые уже ждали нас на остановке «Автодорожный колледж».
Автодорожный колледж
На месте нас встретили больше 30 человек. Все вместе мы двинулись в сторону моста, под которым местные художники нарисовали граффити — портреты фигурантов дела «Сети» и аспиранта МГУ, анархиста Азата Мифтахова, которого обвиняют в поджоге офиса «Единой России» в Ховрино в январе 2018 года.
Изначально активисты планировали провести экскурсию по местам, важным и знаковым для ребят из «Сети» и их близких. Правда, из-за холода двухчасовую прогулку пришлось отменить. От нее осталась только маленькая часть — просмотр этих самых граффити под мостом.
Но и там пробыть долго мы не смогли, после совместного фото на фоне рисунков активисты решили поехать на пикеты на главную пешеходную улицу города — Московскую.
«Это правый город»
Как только мы приехали в центр, все, кто хотел встать в одиночный пикет, поспешили разделиться — по закону одиночный пикет не требует согласования, но при этом пикетирующим нельзя приближаться друг к другу ближе, чем на 50 метров.
Следующие пару часов около 50 человек сменяли друг друга в одиночных пикетах в поддержку ребят из дела «Сети». Чуть ли не ко всем успели подойти сотрудники полиции. Большинство пикетирующих были к этому готовы и знали, что в таких случаях нужно делать, а чего делать не стоит. А в случае чего, рядом всегда находились те, кто готов был помочь с советом.
Пока полицейские обходили пикетирующих, трое неизвестных провокаторов напали на журналиста Павла Никулина и порвали ему плакат со словами: «Вы кто, откуда? Это правый город, епта!»
«Это правый город! Чо ты бля, я те нахуй ща блядь!» – говорят нападающие. pic.twitter.com/MGXV52DC6l
— moloko plus (@moloko_official) February 9, 2020
В Пензе очень мало людей, которые знают о ребятах из «Сети». Родственники фигурантов и активисты охотно объясняли, почему это дело важное, почему оно политическое, и приглашали всех на приговор.
Черно-белые фото
По дороге в следующее теплое место одна из московских активисток Александра Попова договорилась с уличными музыкантами, чтобы те сыграли песню группы «Порнофильмы» «Это пройдет».
«С пакетом мокрым на голове,
С электрометками на руке
Моя Россия сидит в тюрьме,
Но верь же мне:
Это пройдет!»
Кажется, после этой песни я видела слезы в глазах матерей ребят из «Сети».
В кафе пензенские друзья фигурантов рассказали тем, кто приехал из Москвы, о ребятах из «Сети». Все рассказы они иллюстрировали фотографиями, распечатанными на черно-белом принтере. На снимках были фигуранты «Сети» в пикетах, на экологических и зоозащитных акциях, на фримаркетах, которые они сами же и проводили, и на отдыхе.
Большая часть приехавших отправилась ночевать в квартиру брата Андрея Чернова Алексея. Там собрались человек 20, не меньше. Но приехавшие поддерживали чистоту, и ребята друг другу, кажется, совсем не мешали, а даже наоборот, были рады встрече или знакомству. Перед сложным днем они старались отвлечься: рассказывали разные истории из своей жизни, шутили, слушали музыку. И все же этот день, день оглашения приговора, становился все ближе.