in

Дело об отмывании миллиарда рублей: что известно об уголовном деле против ФБК Навального

Обыск в офисе Фонда борьбы с коррупцией (ФБК). Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

После отказа в регистрации ряду независимых кандидатов на выборах в Мосгордуму, после их ареста и несанкционированных митингов в Москве в их поддержку, Следственный комитет решил открыть уголовное дело об отмывании денег в отношении “Фонда по борьбе с коррупцией” — некоммерческой организации, основанной Алексеем Навальным. Утром 8 августа силовики пришли с обыском к сотрудникам ФБК Александру Помазуеву, Евгению Замятину и Вячеславу Гимади, позже пришли и в сам офис организации.

 

Обыски

«Мне звонили Помазуев, Замятин и Гимади. У них проходят обыски. Помазуев мне звонил уже с телефона следователя, но звонок оборвался. Я сейчас еду к Замятину, они ждут меня и пока не ломают дверь. В рамках какого дела идут обыски, пока неясно, мне об этом не сообщили», — сказал “МБХ медиа” адвокат “Апологии протеста” Федор Сирош. Позже “Апология протеста” сообщила, что обыски проходят по уголовному делу об отмывании денег.

У Евгения Замятина изъяли все электронные носители информации. Замятин по делу проходит в статусе свидетеля, позднее его вызвали на допрос в СК. После завершения обысков у Гимади и Помазуева, их повезли на допрос в СК, при этом, как сообщает “Медиазона”, Помазуева при обыске избили силовики. «Применили физическую силу — приемы борьбы при задержании. В результате того, что при задержании ударили лицом об пол, травмы: рассечение брови, ушиб лба, ушиб носа с кровотечением» — рассказала адвокат Помазуева Татьяна Молоканова.

После 13 часов обыск закончился у Гимади, после чего его отвезли на допрос в СК, о чем писал его адвокат Владимир Воронин.


Позже с обысками пришли к юристу ФБК Владлену Лосю и менеджеру видеопродакшена ФБК Виталию Колесникову. После завершения обысков у Лося, его повезли на допрос в СК. После 19 часов закончились обыски и допрос в СК у Колесникова, у него изъяли всю технику и личные денежные средства.


8 августа обыски проходят и в офисе ФБК. По словам юриста Александра Головача, в офис пришло порядка 20 сотрудников полиции. Позже им удалось взломать сейф в офисе, однако, он оказался пуст.


8 августа, пока проходили обыски у сотрудников ФБК и в самом офисе организации, заблокировали счета Фонда и штабов Навального. Счета на сумму 75 миллионов рублей заблокировали по решению Пресненского суда в качестве обеспечительной меры по делу об отмывании денег.


Позднее Следственный комитет уточнил, что арестовано более ста счетов физических и юридических лиц, в том числе “Фонда по борьбе с коррупцией” и организации “Защита прав граждан” в рамках уголовного дела об отмывании денег.

 

Версия следствия

На выборы выдвигались юрист ФБК Любовь Соболь и директор ФБК Иван Жданов; последнего арестовали по части 6.1 статьи 20.2 КоАП на 15 суток 29 июля. Соболь оштрафовали дважды: на 30 тысяч рублей за акцию на Трубной площади 14 июля и на 300 тысяч рублей за повторное нарушение правил проведения митинга после того, как ее задержали на выходе из ее штаба в день протестной акции 3 августа. 30 июля СК возбудил дело о массовых беспорядках, фигурантами которого к вечеру 8 августа стали уже 11 человек, а 3 августа следователи взялись за ФБК Навального и его сотрудников.

Следствие считает, что лица, имеющие отношение к деятельности ФБК, получили крупную сумму в рублях и иностранной валюте, приобретенную преступным путем (пункт “б” части 4 статьи 174 УК). Указанные действия, по мнению следователей, лица совершали с января 2016 по декабрь 2018 года, внося деньги через банкоматы на счета нескольких банков, после чего переводили деньги на счета ФБК.

За день до возбуждения уголовного дела об отмывании средств, 2 августа, о готовящемся уголовном деле в отношении ФБК рассказало издание “Проект”. Издание отметило, что не все средства вносились через банкоматы, другая часть денег могла “поступать из-за рубежа от третьих лиц”. Как уверяет “Проект”, в его распоряжении оказались материалы доследственной проверки МВД, которое потом передало материалы в СК.

Так, МВД проверило счета главы федерального штаба Навального Леонида Волкова, бывшего директора ФБК Романа Рубанова, находящегося в розыске, бухгалтера ФБК Анны Чехович, главы социологической службы Анны Бирюковой, главы юридического отдела ФБК Вячеслава Гимади, юристов Александра Помазуева и Евгения Замятина.

В МВД проверили счета сотрудников ФБК в “Альфа-банке”, “Сбербанке”, “Райффайзенбанке”, банках “Авангард”, “Дельта Кредит” и “Ренессанс Кредит”. В документе представлен оборот по счетам только по “Альфа-банку” за 2017-2018 годы. Так, по счетам Леонида Волкова прошло 540 миллионов рублей, по счетам Романа Рубанова 215 миллионов рублей, по счетам Руслана Шавединова 52 миллиона рублей. Через банкоматы на свои счета Волков внес почти 36 миллионов рублей, Рубанов — 24 миллиона, а Шаведдинов — 6,4 миллионов. Первого МВД подозревает в уклонении от уплаты налогов на сумму в 4,6 миллионов рублей, второго — на сумму 3,1 миллиона, а третьего — на сумму в 830 тысяч рублей.

 

Версия ФБК

После начала обысков в офисе ФБК утром 8 августа Фонд сделал заявление по ситуации, отметив, что все поступившие пожертвования ФБК на президентскую кампанию Навального и на работу штабов Навального в регионах за 2016-2019 годы составили меньше миллиарда рублей: “Даже если все-все сложить, все равно миллиард никак не получится, но для красоты пресс-релиза они решили округлить! — они одним постановлением СК умудрились объявить «легализацией незаконного иностранного финансирования», — говорится в заявлении ФБК на сайте. Так, на пожертвования ФБК ушло около 300 миллионов рублей, на кампанию Навального — около 360 миллионов, а на работу штабов — около 200 миллионов.

Также на сайте приводятся данные, что донаты на кампанию Навального поступали от примерно 160 тысяч человек, на счета поступали пожертвования от около 70 тысяч разовых жертвователей, а еще 8 тысяч человек подписались на ежемесячные платежи.

В посте ФБК объявил о начале флешмоба в соцсетях: “Если вы хотя бы раз переводили деньги в ФБК или в штабы Навального, не важно сколько раз и в какой сумме, — сейчас самое время публично написать об этом в соцсетях с хештегом #ЯФинансируюНавального”. В течение 8 августа публикации с поддержкой ФБК в Twitter выходили на первое место в топ постов русскоязычного сегмента микроблога.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.