in

Сломанные ноги и чувство облегчения в колонии. Что происходит с фигурантами дел, связанных с запрещенной «Артподготовкой»  

Юрий Корный (слева) и Андрей Толкачев. Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ

Второй западный военный суд в Москве сегодня приговорил к срокам от 6 до 13 лет обвиняемых в подготовке теракта Андрея Толкачева, Юрия Корного и Андрея Кептю. Они состояли, по версии следствия, в запрещенном в России движении «Артподготовка» и якобы хотели поджечь декорации,сухое сено и мусор, оставшиеся от фестиваля «Золотая осень» и сложенные возле московского Кремля, а после этого уничтожить несколько опор ЛЭП.

Толкачев и Корный вину не признали и получили 13 и 10 лет колонии, Кептя признал вину в полном объеме, сотрудничал со следствием и его осудили на 6 лет лишения свободы.

Движение оппозиционного политика, бывшего саратовского депутата и видеоблогера Вячеслава Мальцева «Артподготовка» в России признано экстремистским. Мальцев заявлял, что 5 ноября 2017 года в стране должна произойти революция, накануне и после намеченных его сторонниками протестных акций полицейские арестовали несколько человек по всей России, против минимум 35 из них были возбуждены дела в 10 городах. Летом 2017 года сам Мальцев покинул страну и получил впоследствии убежище во Франции. ФСБ неоднократно заявляла, что движение создано для дестабилизации ситуации в стране и организации в России революции. Рассказываем, что происходило с фигурантами дел «Артподготовки» в последние месяцы.

Сергей Рыжов: не осудили и не вылечили
Сергей Рыжов. Фото: Прогулки оппозиции в Саратове / ВКонтакте

Сейчас известно только об одном обвиняемом по делу «Артподготовки», которого пока не осудили. Это саратовский активист Сергей Рыжов, который до этого был членом партии «Свободные люди» и организовывал в городе акции, связанные со штабом Навального.

С ноября 2017 года Рыжов находится под стражей по обвинению в подготовке теракта и незаконном обороте боеприпасов. Сначала он находился в СИЗО в Саратове, после чего его перевезли в московское «Лефортово» и затем в Самарскую область.

В СИЗО Самары активист получил перелом шейки бедра. По словам самого Рыжова, 5 ноября 2019 года он играл в волейбол на прогулке и оступился. По словам защитников, должным образом его не лечат, а местное управление ФСИН утверждает, что Рыжов сам нарушает рекомендации врачей. По состоянию на июнь 2020 года, операцию так и не сделали — наоборот, активиста вернули из санчасти в колонию.

Следствие по делу Рыжова закончилось в марте 2019 года. Суд по его делу еще не начался — его должен рассматривать военный суд в Екатеринбурге.

«Дело поджигателей Кремля»: сломанное колено и строгие условия
Олег Иванов, Сергей Озеров и Олег Дмитриев (слева направо). Фото: Кристина Кормилицына / Коммерсантъ

Фигурантов «Дела поджигателей Кремля» Олега Дмитриева, Сергея Озерова и Олега Иванова осудили еще в начале 2019 года. Озерова и Дмитриева приговорили к восьми годам колонии и этапировали из СИЗО, о судьбе Олега Иванова, которого приговорили к семи годам, ничего не известно.

Дмитриева в октябре 2019 года привезли отбывать наказание в Свердловскую область, в нижнетагильскую колонию. Еще в «Бутырке» сломал колено и порвал связки, а на этапе костыли у него отобрали. Как и Рыжову, операцию на ноге ему тоже не сделали — екатеринбургские врачи решили, что лечение возможно и после выхода из колонии.

Озеров находится в колонии строгого режима в кировском Омутнинске. По словам местных защитников, руководство колонии наказывает его «по надуманным причинам» — например, из-за того, что мужчина не успел поздороваться с администрацией. Его планировали перевести на строгие условия содержания.

«Ростовское дело»: в колонии лучше, чем в СИЗО
Владислав Мордасов (слева) и Ян Сидоров. Фото: Василий Дерюгин / Коммерсантъ

В октябре 2019 года суд в Ростове приговорил Владислава Мордасова и Яна Сидорова к 6,5 годам и 6 годам 7 месяцам колонии строгого режима соответственно, а Вячеслава Шашмина — к трем годам условного срока. Молодых людей признали виновными в попытке организации и участия в массовых беспорядках в Ростове-на-Дону. На суде и ранее Мордасов и Сидоров заявляли об избиениях и пытках в полиции.

Владислава Мордасова этапировали в город Шахты, который находится в Ростовской области, Сидорова этапировали в колонию строгого режима №10 в Димитровграде Ульяновской области. В марте его мама Надежда Сидорова рассказала, что содержание в колонии в несколько раз лучше, чем в СИЗО: «его очень порадовало наличие спортзала и библиотеки». Как Сидоров рассказал маме, после Ростовского СИЗО в колонии «почти курорт», там он почувствовал свободу. Так же по словам Надежды, сыну захотелось учиться и саморазвиваться, в колонии у него появились цели. 

5 ноября 2017 года Сидоров и Мордасов вышли на пикет на площадь рядом со зданием правительства области с двумя оппозиционными плакатами, которые фактически не успели развернуть  —  их задержали сразу же. Основанием для возбуждения уголовного дела стал анонимный донос о готовящихся беспорядках и чат в Telegram «Революция 5.11.17 Ростов-на-Дону». 

По версии следствия, акцию организовали Мордасов и Сидоров — администраторы Telegram-чата «Революция 5/11/17 Ростов-на-Дону». Обвинение сводится к тому, что они вместе с Шашминым якобы «намеревались совершить провокации в отношении представителей правоохранительных органов при попытке задержания данных участников беспорядков, и тем самым попытались начать их». 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.