Бывший начальник управления автотранспорта ФСИН Виктор Свиридов покончил с собой во время оглашения ему приговора в Чертановском районном суде Москвы. Его приговорили в трем годам лишения свободы в колонии строго режима, хотя он был болен раком в терминальной стадии. Адвокат Свиридова Григорий Иванищев рассказал «МБХ медиа» подробности его дела о вымогательстве у бывшего начальника, о его взаимоотношениях с потерпевшим и мотивах такого поступка.
Следствие утверждало, что 71-летний Свиридов вымогал 10 млн рублей у бывшего замдиректора ФСИН Александра Сапожникова, угрожая ему компроматом. Якобы 26 февраля 2019 года в ресторане торгового центра «Глобал-Сити» он требовал передачи денег «под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего».
Адвокат Григорий Иванищев рассказал, что обвинение в адрес его подзащитного не имеет никакого отношения к его работе во ФСИН. «На тот момент он был действующим сотрудником другой организации. До этого они просто вместе [с потерпевшим] работали во ФСИН», — сообщил адвокат.
Свиридов был учредителем сразу трех организаций, среди которых туристическое агентство «Комета». Также, по словам его бывшего коллеги, до службы во ФСИН он служил в МВД, где заведовал гостиницей «Комета», которая принадлежит ведомству.
Дружеские отношения с потерпевшим и приговор после смерти
По словам адвоката, Свиридов и Сапожников хорошо общались, когда вместе служили в органах — погибший работал во ФСИН с 2012 по 2014 год. На момент, когда якобы происходило вымогательство, они не состояли в служебных или должностных отношениях. «Они общались друг с другом только как друзья», — добавил Иванищев.
Бывший начальник управления ФСИН не признавал себя виновным. «Он считал, что имела место “палочная система”, которая у нашего следствия сработала. Подзащитный уверял, что то преступление, котором его обвиняют, он не совершал», — сообщил Иванищев.
Судья Наталья Шабашева, по словам адвоката, закончила оглашать приговор уже после суицида Свиридова — это обязанность суда по регламенту. После ее слов «изменить меру пресечения» подсудимый отошел, а потом упал на лавочку.
По словам Иванищева, его подзащитный не предполагал, что приговор будет с реальным заключением. «У него не было суицидальных наклонностей. Мы с ним и сегодня разговаривали, что в худшем случае должен будет приговор с условным сроком», — сообщил он.
Пистолет в зале суда и дело о халатности
Рамки металлодетектора в Чертановском районном суде были исправны. Свиридов все же пронес на заседание пистолет, которым его наградили во время его работы в МВД. «Я не знаю, как он его пронес. (…) Свиридов был сотрудником МВД, получил наградное оружие. Человек проработал очень длительное время в структуре, — рассказал адвокат. — Он знал, как и где пронести, как можно обмануть и рамки металлоискателя, и более неопытного пристава. Рамки никогда не обеспечивают безопасность в том объеме, в котором нужно».
Судя по видео, опубликованному телеграм-каналом 112, во время прохода через рамки Свиридов доставал из сумки какой-то предмет положил его у рамок. Предположительно, это была фляга с алкоголем, про которую сообщал пристав.
Сейчас следствие устанавливает обстоятельства, при которых подсудимый пронес в здание суда оружие. Следственный комитет возбудил уголовное дело о халатности по факту самоубийства.
Рак в четвертой стадии, Чернобыль и «смертельный приговор»
Свиридов страдал раком в четвертой стадии. «У него был рак с метастазами в других органах, и он предполагал, что проживет еще год, максимум — полтора. Он осознавал: есть реальная угроза, что его повезут в колонию, где ему не предоставят надлежащего медицинского обслуживания», — рассказал адвокат.
Хотя суд назначил приговор ниже низшего предела, Свиридова приговорили к трем годам колонии без учета его состояния здоровья, отметил Иванищев. При этом диагноз был основанием для освобождения от отбытия наказания в местах лишения свободы. «Это был реальный срок, таким образом его фактически отправили на смерть», — подытожил адвокат.
Возможно, причиной рака Свиридова было то, что он длительное время работал ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В пресс-службе Мосгорсуда заявили, что суд учел состояние здоровья Свиридова при вынесении ему приговора. В Чертановском суде сообщили, что в материалах дела не было медзаключений о наличии заболевания, которое бы препятствовало отбытию наказания в виде лишения свободы. По словам адвоката, все необходимые документы были в материалах дела.
После инцидента Чертановский суд продолжил работать в штатном режиме.