В Минске найден мертвым мужчина, пропавший во время протестов. Тело 28-летнего Никиты Кривцова было обнаружено в районе Парниковой улицы. В милиции сообщили, что его нашли повешенным на дереве. Силовики утверждают, что следов телесных повреждений не было, хотя некоторые СМИ сообщают об обратном. Кривцов был последним среди пропавших без вести после протестов в Белоруссии. До этого при не до конца выясненных обстоятельствах погибли еще как минимум пять человек. О том, что известно об этих смертях — в материале “МБХ медиа”.
Никита Кривцов
Житель города Жодино Минской области Никита Кривцов перестал выходить на связь еще 12 августа. Он пропал по дороге на работу в деревню Королев Стан. Поисками мужчины занимались волонтеры поисково-спасательного отряда “Ангел” — по данным Euroradio, именно они в субботу обнаружили Кривцова повешенным на дереве в лесопарке. NEXTA и Euroradio сообщали, что на теле были обнаружены следы побоев.
После этого Следственный комитет Белоруссии поспешил заявить, что “смерть не носит криминальный характер, видимых телесных повреждений на теле не обнаружено”. Кроме того, ведомство намекнуло, что у Кривцова был повод для суицида — незадолго до его исчезновения они с женой решили развестись. По данным Следственного комитета, погибший не задерживался за участие в акциях протеста. Также СК потребовал не связывать “исчезновение и гибель мужчины с происходящими событиями в стране”, подчеркнув, что “авторы некоторых ресурсов целенаправленно придают каждому информационному поводу политическую окраску”.
Жена Кривцова Елена рассказала журналистам, что пока не видела тела своего мужа — процедура опознания должна пройти сегодня. Ей также неизвестно, участвовал ли он в акциях протеста. В беседе с издание Onliner.by она заявила, что Кривцов не мог совершить самоубийство, потому что “был слабым для этого”. Уже после сообщения о его смерти издание “Наша Нива” выложило видео, на котором мужчина с татуировками, похожий на Кривцова, был запечатлен на одной из протестных акций. На записи он стоит с бело-красно-белым флагом перед сотрудниками милиции.
Александр Тарайковский
34-летний Александр Тарайковский стал первым погибшим во время акций протеста в Белоруссии. МВД страны заявило, что 10 августа он пытался бросить в сотрудников правоохранительных органов взрывное устройство, но оно взорвалось у него в руке. Инцидент произошел у метро “Пушкинская” в Минске. Эта версия сразу вызвала вопросы — в частности, друг Тарайковского, которым был с ним на акции протеста, утверждал, что в него выстрелили. 15 августа Euroradio и Associated Press опубликовали видеозаписи, на которых видно, что в момент смертельного выстрела в руках у мужчины ничего не было. Позднее глава МВД Белоруссии Юрий Караев заявил, что в Тарайковского могли стрелять из нелетального оружия.
Александр Вихор
25-летний Александр Вихор был задержан в Гомеле во время акции протеста 9 августа. По словам его близких, он был аполитичным и в акциях протеста не участвовал, а ехал к девушке. На следующий день он позвонил родным и рассказал о своем задержании, но после этого не выходил на связь. 12 августа стало известно о смерти молодого человека. Врачи рассказали его родственникам, что Вихору стало плохо в милицейской машине при перевозке в СИЗО — у него были проблемы с сердцем. Медики не смогли его спасти.
Позднее следователи заявили, что причиной смерти стала передозировка наркотиков. Родные Вихора в это не верят: он увлекался спортом, был кандидатом в мастера спорта по плаванию и даже никогда не курил.
Артем Поруков
О гибели 19-летнего участника протестов в Минске сообщили в МВД Белоруссии — по версии ведомства, в ночь на 16 августа молодого человека сбил автомобиль Renault на Партизанском проспекте на востоке столицы. Родственники Порукова не верят словам силовиков: двоюродная сестра погибшего рассказала “Еврорадио”, что рядом с местом гибели юноши находится пешеходный переход, и непонятно, зачему ему понадобилось переходить дорогу в другом месте. По мнению собеседницы издания, Поруков от кого-то убегал и поэтому попал под машину. При этом его гибель может быть не связана с акциями протеста: по данным “Радио Свобода”, крупных шествий и манифестаций тогда не проводилось.
Геннадий Шутов
43-летний житель Бреста Геннадий Шутов получил огнестрельное ранение головы во время акции протеста 11 августа. По словам очевидцев, которые приводит издание Tut.by, мужчина ни с кем не конфликтовал и не давал поводов для применения оружия. Родные не могли найти его двое суток — лишь потом они выяснили, что Шутова сначала отвезли в Брестскую областную больницу, а затем на вертолете доставили в военный госпиталь в Минск. Утром 19 августа пострадавший умер из-за тяжелого повреждения мозга.
При этом, по официальной версии Следственного комитета, Шутова случайно ранили в голову после того, как он пытался отобрать табельное оружие у одного из силовиков. Но издание “Наша Нива” отмечает, что пуля вошла в затылок — согласно некоторым свидетельствам, Шутов не нападал, а убегал от силовиков. Тело погибшего до сих пор так и не выдали родственникам.
Константин Шишмаков
Директор военно-исторического музея имени Багратиона города Волоковыск, 29-летний Константин Шишмаков был найден мертвым 18 августа. В УВД Гродненского облисполкома рассказали, что тело обнаружили в лесу рядом с городом Мосты, а смерть мужчины не носит криминального характера, то есть речь идет о самоубийстве. Его искали три дня — незадолго до исчезновения он сообщил, что выезжает с работы домой и больше не будет работать в музее. С тех пор его никто не видел. По словам отца погибшего, на президентских выборах 9 августа Шишмаков входил в состав избирательной комиссии и отказался подписать итоговый протокол. В итоге за него расписались другие люди, о чем пропавший рассказал своей жене. Председатель комиссии Янина Тараневская заявила изданию Onliner.by, что это не так: по ее утверждению, Шишмаков не вступал ни в какие конфликты, “вел себя очень спокойно” и подписал итоговый протокол.