В колонии строгого режима в Иркутской области произошел бунт. Сотни заключенных пострадали, в колонию стягивают спецназ и технику, в соцсетях выкладывают видео с пожарами и взрывами. Всего в колонии находится около 1300 человек.
Бунт в Ангарской колонии строгого режима ИК-15 начался 9 апреля.
По словам члена движения «За права человека» Павла Глущенко, один из заключенных обвинил сотрудников ФСИН в избиении, вскрыл себе вены и опубликовал видеообращение. После того, как его повторно избили, еще 17 заключенных разбили стекла камер видеонаблюдения и нанесли себе порезы в знак протеста. Так начался бунт.
Днем 10 апреля пресс-служба ФСИН по Иркутской области сообщила, что бунт удалось подавить. По версии ведомства, заключенный напал на сотрудника и призывал других к противоправным действиям, от которых они после проведения беседы отказались. Следственный комитет по Иркутской области возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества).
Около шести вечера один из заключенных рассказал «МБХ медиа», что в колонии пострадало около трехсот человек, а нанесли себе увечья — около двухсот. По его словам, на тот момент бунт все еще продолжался: «На улице бьют дубинками, тащат волоком по земле, укладывают на плацу, чтобы осужденные не могли себе ничего вскрыть. Наручников не хватает, ноги и руки скотчем заматывают. Всех, кто не успел убежать на хоздвор, тех положили, около ста человек».
В соцсетях начали появляться фото и видео, на которых отчетливо виден разгоревшийся в колонии пожар. Телеграм-канал Baza сообщил, что заключенные сожгли лесопилку и свиноферму. Родственники осужденных начали поднимать тревогу: фонду «Русь сидящая» сообщили, что заключенных расстреливают из автоматов и травят газом. Источник «РИА Новости» сообщил, что горят три производственных цеха, при этом пожару был присвоен третий уровень сложности. Оно же со ссылкой на СК заявило, что пожар устроили заключенные. При этом жена одного из заключенных рассказала, что сотрудники спецназа подожгли жилые бараки. Директор фонда «Русь сидящая» Ольга Романова сообщила РБК, что горела еще одна иркутская колония — ИК-14.
Руководитель организации «Сибирь без пыток» Святослав Хроменков сообщил «МБХ медиа», что в других колониях Иркутской области тоже готовятся бунты. О звонках с иркутских колоний позднее сообщил и Глущенко: «Все готовы уронить забор и рвануть на пятнадцатую спасать людей».
Фонд «Общественный вердикт» призвал провести публичное расследование событий, проверить законность действий сотрудников колонии и обеспечить в нее доступ членов ОНК и других независимых наблюдателей. Он напомнил, что сейчас в местах лишения свободы сложилась сложная ситуация из-за связанных с коронавирусом ограничительных мер: доступ адвокатов и членов ОНК в колонии существенно ограничен. О том, что членов ОНК не пустили и в Ангарскую колонию, рассказал «МБХ медиа» председатель региональной ОНК Олег Антипенко.
Чуть позже Павел Глущенко опубликовал видеообращение заключенных, просящих о помощи: «Сейчас все догорит и нас будут убивать». По их словам, их бьют, используют против них гранаты, а горит уже вся колония.
Для подавления бунта, согласно источникам «Ленты.ру», привлекли отряд «Ураган» спецназа регионального главка ФСИН и ОМОН иркутской Росгвардии. Источник полагает, что бунт был спланирован заранее. Кроме того, туда был отправлен как минимум один БТР.
Вечером пресс-служба ФСИН сообщила, что ситуация в колонии была взята под контроль. Ведомство заявило, что «отрицательно характеризующиеся осужденные» подожгли несколько объектов на промзоне.
Обновлено в 21:30
В девять вечера все еще видно, как колония полыхает, сообщил Глущенко. Проехать к колонии невозможно — перекрыта дорога в сторону Иркутска и, по словам сотрудников ГИБДД, будет перекрыта до утра, передает правозащитник. По его словам, по предварительной информации заключенных будут этапировать в ИК-6 или СИЗО.