В конце 2020 года новый российский среднемагистральный самолет МС-21 должен пройти сертификацию. Лайнер планируют выпускать в серийное производство с российским двигателем и крыльями из композитных материалов. Производителю самолета российской корпорации «Иркут» с 2019 года приходится искать альтернативу американским и японским поставщикам, которые после введения санкций перестали поставлять материалы. «МБХ медиа» рассказывает, что известно о шансах успешно внедрить российские разработки.
Срочно заниматься импортозамещением России пришлось, когда из-за санкций США американская компания Hexcel и японская Toray Industries прекратили поставки материалов для композитного крыла МС-21, сообщал в 2019 году «Коммерсант». Еще такое крыло из-за цвета материала называют «черным». Позже глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов признал, что из-за этого сроки запуска МС-21 в серию будут сдвинуты на год — к концу 2021 года.
Президент Владимир Путин сказал, что санкции введены «по соображениям недобросовестной конкуренции», так как МС-21 не имеет отношения к оборонному комплексу, против которого изначально вводились санкции: «Это просто хамство. На мировом рынке. С нарушением всех общепризнанных принципов и правил». По его мнению, санкции нужны чтобы МС-21 вышел на рынок позже своих конкурентов. Планировалось, что МС-21 составит конкуренцию самолетам нового поколения — Boeing 737 MAX, Airbus A220 и Airbus A320 neo, в которых тоже используются композитные материалы. Это сверхпрочные материалы, которые позволяют уменьшить вес самолетов.
МС-21 совершил первый полет в 2017 году. В том же году произошел первый дальний полет (4500 километров) из Иркутска в подмосковный Жуковский. Максимальная дальность полета МС-21 свыше 6000 километров. В зависимости от версии, вместимость самолета будет от 132 до 211 человек.
Для создания «черного крыла» МС-21 требуются две составляющие: химические материалы, которыми занимается компания «Унихимтек» и специальные волокна — ими занимается «Росатом», рассказывал «Эксперту» генеральный директор «Унихмитек» Виктор Авдеев.
По его словам, компания выпускает материалы для разных отраслей: аэрокосмической, оборонной, химической и энергетической. Сейчас компания строит три завода, ее выручка больше трех миллиардов рублей. Помимо «Унихмитек», разработкой химических материалов для «черного крыла» занимался институт новых углеродных материалов и технологий (ИНУМиТ), который тоже возглавляет Авдеев. Еще до работы непосредственно над материалами для МС-21 «команда» Авдеева занималась разработками для оборонной и аэрокосмической отраслей в МГУ.
Он говорит, что ранее компания пыталась разработать композитные материалы для МС-21 и «Суперджета» вместе с Роснано, но ничего не вышло. Но работа над материалами в компании продолжилась.
После введения санкций работа по собственным разработками была ускорена. Авдеев говорит, что в России создали систему материалов для производства композитов по инфузионной технологии, которую применяют для производства крыльев для МС-21: «Это абсолютно оригинальная технология». Раньше химические материалы поставляла американская Cytec Industries (куплена бельгийской Solvay), а волокно — японская Toho-Tenax. Теперь для МС-21 используют волокна, которые делает Росатом. По словам Авдеева, волокна Росатома пока отстают от импортных, но могут скоро их догнать.
Испытания нового крыла с российскими комплектующими идут с июля, сообщал глава Минпромторга Денис Мантуров. В сентябре Росавиация начала сертификацию МС-21 с российским крылом.
«МБХ медиа» попросило специалистов оценить перспективы успешного внедрения российских технологий в МС-21.
Джакомо Мари, технический эксперт про технологии композитных материалов, работающий в России:
«По моему мнению, в РФ есть большой потенциал в плане композитных материалов. Главное know how этих материалов — химия. В России компетенций в этой сфере много. Сырьë из нефти — это тоже является преимуществом. Единственный минус, как для любой сферы в России, CAPEX (капитальные затраты — “МБХ медиа”) производства высокий, по-другому говоря — себестоимость. Она выше из-за курса рубля: технологии и оборудование все западные или из Японии».
Инженер-технолог по композиционным материалам. Он попросил не упоминать его имя.
«Для производства композитного крыла нужно большое количество качественного и очень прочного углеволокна. И раньше оно закупалось в США и Японии у компаний Hexcel и Toray — мировых лидеров по его производству. Но потом на нас навалились санкции, а использование таких материалов автоматически делает твой товар продукцией двойного назначения (военной и гражданской — “МБХ медиа”). Короче, лавочку прикрыли».
«Единственный поставщик углеволокна в России — фирма Umatex, которая сейчас входит в состав “Росатом”. Но по качеству их волокно явно не дотягивает до американцев и японцев. Ну и объемы нужные они поставить не могли. Umatex сейчас довольно активно развивается, чтобы достичь уровня мировых лидеров. С их волокном я работаю уже больше 5 лет и росли они прямо у меня на глазах. Сейчас они выпускают неплохой продукт, но все еще далеки от идеала».
«Думаю, разработчики самолета — далеко не глупые ребята, и они сумеют в итоге оптимизировать конструкцию крыла под отечественное волокно. Umatex тоже на месте не стоит. Тут явно есть и политический аспект, но туда я лезть не берусь».
«По поводу информации о реальных шансах создать достойный аналог думаю, все засекречено. Надо ждать презентацию нового образца МС-21».