С 1 августа Россия возобновляет международные перелеты в три страны — Турцию, Великобританию и Танзанию. Официально международного авиасообщения у России с другими странами не было с марта, несколько месяцев летать могли только вывозные рейсы. Но на самом деле россияне все равно путешествовали: ловили единичные дорогие билеты, которые компании не рекламировали, пересекали границу пешком и на такси и ездили с помощью белорусских туроператоров отдыхать в Турцию. Таня Ускова поговорила с «коронавирусными» путешественниками и представителями туриндустрии о том, как это было, и выяснила, что ждет туризм теперь — когда ограничения начинают снимать, а власти выбирают непредсказуемые направления, куда обычно почти никто не летает.
Из России снова можно улететь. 1 августа открывается авиасообщение с тремя странами: Турцией, Великобританией и Танзанией. На подходе, возможно, еще несколько стран — Южная Корея, Объединенные Арабские Эмираты и Мальдивы. Кажется, что ограничения ослабляют, и скоро снова можно будет путешествовать. Но это не совсем так. Во-первых, все еще не во все страны будет легко попасть. Во многих государствах действует правило самоизоляции по приезду (в Великобритании — на две недели), а на большинстве направлений — например, в Евросоюзе — россиян просто не пускают без веских причин. И вряд ли впустят в ближайшее время: Россия все еще на четвертом месте по количеству зараженных коронавирусом. Во-вторых, путешествовать можно было и до этого, просто официально говорилось, что нет.
Через Сербию в Анталью
«Я уехала в Сербию 19 июня, обычным регулярным рейсом “Аэрофлота” (страна не входит в зону Шенген — “МБХ медиа”). Увидела на сайте компании этот билет, прямой рейс. Я позвонила в “Аэрофлот” узнала, могу ли я его купить. Они сказали: да, без проблем, если в страну прилета нет никаких ограничений, то пожалуйста. Сербия на тот момент сняла все ограничения по COVID-19. Я позвонила таможенникам в Шереметьево, спросила, выпустят ли они меня. Они сказали — да, покупайте. И я купила билет за два дня до вылета».
Так еще в июне москвичка Александра купила билет в Белград в один конец. Спустя две недели — перед новым «локдауном» в Сербии и закрытием границ — девушка купила билет в Стамбул. Оттуда она переехала в Анталью, где пробыла еще две недели, а потом без проблем вернулась через Минск в Россию.
«Доехала на такси до белорусской границы, пешочком прошла два с половиной километра, — рассказывает Александра. — На меня никто не посмотрел, не спросил даже паспорт, вообще ничего. То есть это мог быть любой человек, кто вот так пешком пошел. Шла прямо по минской трассе М-1, через официальный пограничный пункт. Никто не спрашивал — есть у меня русский паспорт, нет ли у меня русского паспорта. Я просто прошла, села в такси и уехала в Москву».
Авиасообщение закрыли, но не до конца
Хотя официально Россия прекратила все международные авиаперевозки еще 27 марта, оставив только нерегулярные рейсы для вывоза россиян из-за рубежа, на самом деле улететь из страны все равно было можно. Рейс в Сербию, которым летела Александра, был официальный, осуществляла его авиакомпания «Аэрофлот», а нашла она его на обычном бесплатном поисковике дешевых авиабилетов. Просто в отличие от тех билетов, которые авиакомпании продавали до пандемии коронавируса, эти перелеты не рекламировались, а билеты появлялись в продаже буквально за 1-2 дня до рейса. Продавал их только «Аэрофлот», по увеличенной цене.
Алина (имя изменено по просьбе путешественницы) в середине июня поехала к молодому человеку в Минск. Они не виделись три месяца, и с самого начала закрытия авиасообщения девушка искала способ попасть легально в Белоруссию.
«Еще в начале самоизоляции я узнала, что некоторые самолеты куда-то иногда летают, — рассказывает девушка. — На одном сайте для путешественников я следила за появлением самолетов, все они были официальные, от “Аэрофлота”. Билеты были в разные страны — в Италию, Германию или США в основном, — и появлялись периодически, раз три дня может. Я не особо надеялась, что будет что-то в Минск. Но спустя три месяца обнаружила, что есть один официальный самолет из Москвы в Минск».
По словам Алины, она знала, что ее пропустят, потому что с Белоруссией была закрыта только сухопутная граница, а воздушная открыта, просто официально через нее не должно было быть перелетов. «Если ты покупаешь билет на самолет в другую страну, то тебя выпустит таможня, но нужно, чтобы впустила принимающая сторона — иначе перевозчику придется везти тебя обратно за свой счет. Поскольку Белоруссии вообще все равно, и они отрицают коронавирус, все основания меня впустить у них были».
Через Белоруссию отдыхать можно было ездить даже в Турцию: например, многие белорусские туроператоры продавали путевки на лечение (этого было достаточно, чтобы официально попасть в страну) в белорусский санаторий, а оттуда организовывали поездку в Турцию, с которой у страны осталось сообщение.
Откуда вообще брались самолеты?
Как объяснила «МБХ медиа» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, на протяжении ограничений вылететь из России можно было двумя способами.
«Можно было, например, вылететь бизнес-джетом, то есть частными маленькими самолетами. В последнее время их даже стали распродавать не целиком, как обычно, а по креслам, — рассказывает Тюрина. — Но это было очень очень дорого, одно кресло могло стоить 4-5 тысяч евро. Второй вариант — это вывозные рейсы, которые летели допустим из России в Великобританию или Нью-Йорк за гражданами России, чтобы вернуть их обратно. В принципе эти рейсы выставлялись в продажу, и на них можно было купить билет, просто это не афишировалось».
При этом по словам Тюриной, сажали на эти рейсы только тех, кого принимающая сторона могла впустить — в Евросоюз в случае, если у вас были основания попасть внутрь (гражданство или вид на жительство, нуждающиеся в уходе родственники или медицинское направление на лечение), или в страны, куда въезд для россиян не ограничивали. Именно через последние можно было уехать дальше.
Алина и Александра смогли выехать из России примерно в одно и то же время. «Ближе к концу карантина, с середины мая — начала июня, рейсов стало появляться огромное количество. Стало понятно, что это уже не вывозные рейсы, а просто наши власти и авиакомпании стали более халатно относиться ко всему и ослабляют правила. Стало появляться по несколько рейсов на разные направления в день, все самолеты были исключительно “Аэрофлот”».
Почему авиакомпании продают билеты в страны, с которыми закрыто авиасообщение, и законно ли это
Авиасообщение с подавляющим большинством стран еще закрыто,...
Примерно в то же время от анонимных сотрудников трех авиакомпаний, в том числе самого «Аэрофлота», стало известно, что как минимум с начала лета компания осуществляла пассажирские рейсы за границу под видом грузовых — в обход правил. При этом на протяжении всего периода самоизоляции компания продолжала продавать билеты на рейсы, которые отменялись в последний момент, и заменялись на ваучеры, которые когда-нибудь возможно получится использовать.
Куда и как можно попасть сейчас?
Официально стран с открытым прямым авиасообщением три. И выбор направлений не очевидный. В Турцию действительно можно попасть, никаких ограничений для россиян ни на въезд, ни связанных с коронавирусом, там нет, а для туроператоров это самое долгожданное направление. Вопросы с точки зрения туризма вызывает Великобритания.
«Великобритания требует от прибывших самоизолироваться на 14 дней, и никакие туристы на таких условиях не поедут», — говорит Ирина Тюрина. По ее словам, это направление открывают скорее для резидентов и представителей бизнеса, чтобы не потерять контакты между странами.
При этом в теории из Великобритании, отсидев карантин, можно попасть в другие страны. Но на самом деле их количество очень ограничено — например, в ЕС россиян все еще без веских причин не пускают. А кроме того, многие страны продолжают менять правила в отношении пропуска через границы, и, купив билет в другую страну, вы можете в последний момент быть не допущены на самолет, если накануне для россиян въезд в нее ограничили.
Третье направление — Танзания, и оно вызывает больше всего вопросов.
«Госпожа Захарова (Мария — “МБХ медиа”) объяснила выбор Танзании тем, что она страшно популярна у российских туристов, так как оттуда вывезли большое количество людей этими вывозными рейсами. Но это были не туристы, — объясняет Ирина Тюрина. — Это были люди, которые скорее всего поехали туда зимовать. Хотя даже в этом смысле Танзания не самая популярная, гораздо чаще ездят в Индию, например. А что касается статистики этого “самого популярного” направления, то в 2019 году в Танзании побывало всего — по данным Росстата — 6,4 тысяч российских граждан. Из них 3,8 тысяч — с туристическими целями. А допустим, в Турции побывало около 7 миллионов россиян. Вот такое “популярное направление”».
Тюрина говорит, что отсутствие выбора вовсе не означает, что в Танзанию люди полетят. Потому что это дорого само по себе, сейчас не сезон, это дальний перелет, который подразумевает очень дорогие билеты и длительные стыковки. «Пока никто из туроператоров не объявил, что готов поставить на Танзанию прямой рейс», — добавляет пресс-секретарь Российского Союза Туриндустрии.
Цена
Обычно из Москвы в Минск можно доехать дешево — например, на ночном автобусе, заплатив около 1,5 тысячи рублей. Алине, чтобы попасть к жениху, пришлось потратить 11 тысяч рублей на билет на самолет в один конец. Александра — она тоже встречалась с партнером, живущим в другой стране, — за выезд за границу и возвращение обратно в Москву заплатила около 64 тысяч рублей.
Расходы на перелеты у нее были такие:
Рейс Москва — Белград: 26 тысяч рублей
Рейс Белград — Стамбул: 7 тысяч рублей
Рейс Стамбул — Анталья: 7 тысяч рублей
Рейс Анталья — Минск: 11 тысяч рублей
Такси от Минского аэропорта до границы: 4,5 тысячи рублей
Такси от границы до Москвы: 10 тысяч рублей
Сейчас, когда начнут появляться регулярные прямые билеты, цена на перелеты, скорее всего, упадет. Но так как по-настоящему без сложностей попасть можно будет, скорее всего, только в Турцию, цены в самой стране и на туры в какой-то момент могут резко подскочить:
«В Турции далеко не все отели открылись, часть популярных отелей обанкротились. Сейчас рейсы разрешены только из трех городов. И в общем чтобы разогнать спрос в такой ситуации, цены, конечно, сразу не взлетят, — признает Ирина Тюрина. — Но дальше, если будут открываться другие города, народ ломанется, как произошло собственно на российских курортах. На российские курорты люди поехали, потому что больше некуда, и наиболее востребованные гостиницы хорошего уровня — которых мало на наших курортах — сразу задрали цены. И главное, их тут же всех все равно раскупили, потому что наш народ уже привык за границей отдыхать в хороших условиях. Здесь может быть ровно такая же ситуация. Если будет поток, то цены будут подниматься».
О повышении цен из-за кризиса говорит и Александра, которая провела на турецком побережье около двух недель: «Я видела, что там меню прям новые, быстро перепечатанные — они повысили цены, потому что им выживать же как-то надо».
Непонятно пока и сколько будут стоить билеты на самолет. Потому что в период пандемии «Аэрофлот», судя по всему, еще больше приблизился к монополизации авиаперевозок — сейчас он собирается занять по некоторым прогнозам до трех четвертей всего рынка, в том числе за счет своего дочернего лоукостера «Победа».
В краткосрочной перспективе билеты за счет этого могут подешеветь, но дальше монополист сможет спокойно увеличивать прибыли.
А это безопасно?
И Алина, и Александра, отмечают, что во время перелетов не чувствовали себя безопасно.
«Самолет был битком забит, никого не рассаживали. Все без масок», — рассказывает Александра.
«Хотя в июле карантин еще продолжался, никто не следил за соблюдением правил гигиены — за тем, как люди стоят, носят ли маски в аэропорте, — вспоминает Алина. — Я старалась держаться подальше от людей. Но они все равно без масок становились за мной впритык в очереди, хотя аэропорт был пустой. Никто этого не контролировал».
Несмотря на ослабление ограничений, связанных с авиаперелетами, и существование способов их обхода, «МБХ медиа» призывает помнить: пандемия коронавируса не исчезла, а количество зараженных по всему миру продолжает расти.