Чеченские власти регулярно устраивают дебаты по интернету с проживающим в Польше блогером Тумсо Абдурахмановым. 12 марта несколько СМИ сообщили, что спикер парламента Чечни Магомед Даудов пообещал блогеру «кровную месть» за то, что он назвал Ахмата Кадырова предателем. Представитель Кадырова при этом утверждает, что слова Даудова неправильно перевели с чеченского. Разбираемся в конфликте.
Как рассказал «МБХ медиа» сам Тумсо Абдурахманов, угрозы со стороны Магомеда Даудова прозвучали в его адрес после того, как блогер провел трансляцию «диспута» с журналистом Максимом Шевченко на своем Youtube-канале. В ходе разговора Абдурахманов назвал первого президента республики Ахмата Кадырова «предателем». «Он был муфтием независимого чеченского государства — республики Ичкерия. Будучи муфтием, он призывал народ к священной войне против России, призывал убивать столько русских, сколько сможем. И он оправдывал Буденновскую операцию (атака террористов в 1995 году во главе с Шамилем Басаевым на российский город Буденновск. — «МБХ медиа»). В 1999 году он резко поменял позицию и перешел на сторону России, стал российским чиновником. Поэтому я и сказал, что презираю память о нем», — пояснил он свою позицию в разговоре с «МБХ медиа».
В ответ на это Даудов в ночь на 9 марта провел прямой эфир в своем инстаграме, где на чеченском языке прокомментировал высказывания блогера. Видеозапись прямого эфира в соответствии с правилами соцсети автоматически удалилась из аккаунта через сутки после записи. Сейчас это видео доступно в телеграм-канале Абдурахманова, где тот его сохранил. «Кавказ.Реалии», «Кавказский узел» и «Русская служба Би-би-си» после этого сообщили, что спикер парламента Чечни Даудов пообещал блогеру «кровную месть». Эта информация разошлась по СМИ и ее даже поспешил прокомментировать пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, который заявил: «В правовом поле такого понятия, как традиция кровной мести, нет, и вряд ли это может укладываться в правовое поле. Все-таки мы живем в правовом государстве».
Пресс-секретарь главы республики Рамзана Кадырова Альви Каримов в разговоре с «МБХ медиа» сказал, что слов о кровной мести в речи Даудова не было: «Я переведу вам его слова. В его словах нет ни одного слова про кровную месть. Он говорит, что призовет к ответу. Даудов ни одним словом не упоминает кровную месть. Там даже нет намека на это. Любой человек, когда кто-то клевещет, ему говорит, что это просто так не оставит, что потребует ответа. Это общепринятая практика во всем мире: когда человек клевещет, ему говорят: «Ты отвечай за свои слова». Поэтому Даудов и сказал Абдурахманову, что это ему придется ответить за клевету».
Отсутствие слов «кровная месть» на видеозаписи Даудова «МБХ медиа» подтвердил и другой носитель чеченского языка. «Слова, которые обозначают кровную месть (“чир”), он не произносит. Говорит близкое к этому — «я или мои братья призовут тебя к ответу, непременно”», — перевел он.
(Обновлено 12.03 в 23.42) Однако, в сети есть два варианта ролика, и, как утверждает специалист, в более полном варианте слова про кровную месть все-таки присутствуют. Но Даудов сразу оговаривается: «Не переживай, никто тебя убивать не собирается ….» — таким образом как бы дезавуируя объявление кровной мести.
«Русская служба Би-би-си» приводит следующий фрагмент речи спикера: «Уладим это как надо, по мусульманским законам уладим. Мы не собираемся тебя убивать, мы тебя удивительным образом повеселим. Отныне, когда будешь ложиться спать, убедись, что закрыл дверь на ключ. Убедись, что она закрыта на крючок. Когда выйдешь на улицу, оглядывайся по сторонам. Если внезапно сзади получишь пинок, имей в виду, что это не случайность». Здесь тоже есть неточности.
Про «пинок» Даудов по-чеченски говорит следующее: «Я знаю, что ты в Польше, знаю, как найти тебя там. Но, возможно, тебя там искать и не придется, возможно, что тебя оттуда пинком выкинут (имеет ввиду, что могут депортировать. — «МБХ медиа») и тогда я тебя встречу тут…». Также он сказал: «Если вдруг, идя по улице, закашляешь, то можешь считать, что и это от меня».
Сам блогер Абдурахманов в разговоре с «МБХ медиа» продолжил настаивать, что «кровная месть» все-таки была в речи Даудова. Также он сказал, что по его информации, для него ищут киллера в Европе.
Конфликт Абдурахманова и чеченских властей начался в 2015 году. На него завели уголовное дело по статье «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем».
«Я был похищен на одной из улиц Грозного, когда пересекся с кортежем Ислама Кадырова, который на тот момент занимал должность руководителя администрации Кадырова. Они увидели, что у меня борода, из-за этого я был остановлен, а потом был обвинен в неправильных религиозных и политических взглядах. Хотя тогда еще не был известен как блогер, не занимался общественной деятельностью, — вспоминает Абдурахманов. — В 2015 году борода была величайшей проблемой для Чечни, сейчас уже с этим полегче. Тогда проводились специальные рейды на бородатых молодых людей, которых ставили на учет и устраивали проблемы. Кадыров открыто заявлял, что не позволит носить бороды, которые ему напоминают ваххабитов».
«Из-за этого мне пришлось уехать вместе с моей семьей и моими близкими родственниками», — говорит блогер.
В последнее время Абдурахманов живет в Польше, где ему отказали в получении статуса беженца. Отказ получен на основании рекомендации Агентства Национальной Безопасности Польши (АНБ), которое считает Абдурахманова угрозой для безопасности страны, поскольку он может быть связан с экстремистскими организациями. «В Польше у меня нет никакой стабильности и безопасности. Сейчас я нахожусь на нелегальном положении и живу не у себя дома. По сути, я сейчас скрываюсь от польских пограничников. У них есть дело о моей депортации», — сказал он «МБХ медиа». В конце прошлого года его поддержал российский правозащитный центр «Мемориал».
8 марта спикер парламента Даудов по видеосвязи с Тумсо Абдурахмановым продемонстрировал документ о закрытии уголовного дела против него и пригласил вернуться обратно в Чечню. Запись разговора блогер выложил на Youtube.
«Я к ИГИЛ (запрещенная в России организация. — “МБХ медиа”) и другим террористическим организациям не имею никакого отношения. Даудов признал, что дело было сфабриковано и даже наказали за это начальника полиции, и понизили его в должности. Сказал Даудов: “Был полковником, а стал обычным рядовым”».
Блогер отмечает, что чеченские власти сами стали вызывать его на дебаты из-за роста популярности его блога, в котором он их критикует. Сейчас на него подписано более 140 тысяч человек, а последний разговор с Даудовым собрал свыше 570 тысяч просмотров. Самые популярные дебаты с ним собрали 2,5 млн зрителей.
Ранее блогер дебатировал с министром национальной политики республики Джамбулатом Умаровым. «Они видят, что много людей одобряют то, что я говорю. Скорее всего, это побудило Кадырова к тому, чтобы он поставил задачу перед своим министром, как мы его называем, «министром пропаганды», как-то меня дискредитировать. Но в первом же диспуте Умаров потерпел фиаско: вопрос про Буденновск его ввел в ступор», — сказал он.
В своем диалоге с чеченскими властями основными предметами спора Абдурахманов считает нарушение прав человека в республике и то, что Тумсо выступает за создание независимого чеченского государства.