in

Правительство готовит новую систему оплаты труда медработников. Будут ли врачи нормально зарабатывать?

Врачи в больнице
Врачи в больнице. Фото: Софья Сандурская / Агентство "Москва"

В ноябре этого года Минтруд запустит пилотный проект новой методики оплаты труда работников здравоохранения. Медики Омской, Оренбургской, Белгородской, Курганской, Тамбовской областях, Якутии и Севастополя будут получать зарплату, рассчитанную по новым принципам. Правительство планирует полностью обновить систему начисления зарплат в здравоохранении к 2023 году. Цель изменений: сделать выплаты более прозрачными и предотвратить или ликвидировать дефицит медработников в некоторых регионах. Сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие», Андрей Коновал рассказал «МБХ медиа», какие проблемы в начислении зарплат медикам были последние годы и какой, по мнению профсоюза, должна быть эта реформа.

Проект постановления новой системы оплата труда медработников был представлен в конце прошлой недели на заседании рабочей группы российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, куда входят правительство, профсоюзы и работодатели. Основное предложение правительства — обновить систему окладов медработников. Их предлагают считать с учетом должности работника и коэффициента экономического развития региона.

«Наша задача — с помощью этих коэффициентов выровнять ситуацию с зарплатами медработников, чтобы избежать дефицита специальностей в одном регионе и их переизбытка в другом, — сообщила на заседании глава департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда Марина Маслова. — Однако полностью равными в различных регионах они не будут».

Сейчас отсутствуют серьезные регулирующие нормы зарплат медиков на федеральном уровне. Решение этой проблемы заявляет Минтруд как цель будущих преобразований. При этом, предварительные расчеты региональных коэффициентов уже предполагают неравенство зарплат. Для Москвы коэффициент предложен в размере 3 единиц, для Санкт-Петербурга —2 единиц, а для регионов — одна единица. Минтруд пока не сообщает, от какого минимального показателя будет рассчитываться размер окладов. Методика расчета должностных окладов тоже пока не представлена.

Врач не знает, сколько получит в следующем месяце

Зарплату врачи получают из фонда обязательного медицинского страхования. Финансирование территориальные программ ОМС идет из трех источников: медучреждений, региональных и федеральных властей. «Федеральный бюджет — самый незначительный источник финансирования региональных программ ОМС. Самая большая доля финансирования — это отчисления работодателей за своих работников в фонд ОМС. Сопоставимая с этим доля, но несколько меньшая, — это средства регионального бюджета. И поэтому, конечно, региональные власти заинтересованы в том, чтобы должностные оклады и надбавки не были очень большими», — объясняет сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие», Андрей Коновал.

Андрей Коновал
Андрей Коновал. Фото: личный архив

Должностной оклад, то есть гарантированный доход — это малая незначительная часть от зарплаты. На сегодняшний день не установлены единые базовые оклады по всей стране, то есть каждый регион сам регулирует оплату труда в здравоохранении. Он же отчасти определяет размер стимулирующих и компенсационных выплат и условия их начисления.

Компенсационные — это доплаты за работу в условиях отклоняющихся от нормальных, например, за ночные смены или работу во вредных условиях, например, плохая освещенность, повышенный риск инфекционных заболеваний и другие. А стимулирующие — это надбавки для мотивирования работников, например надбавка за стаж работы в одном учреждении. Стимулирующие выплаты составляют львиную долю зарплаты медработника, и некоторые из них не фиксированы и непредсказуемы. «Их размер плавающего характера, то есть они зависят от критериев оценки работы медика, например, от наличия жалоб пациентов, скрупулезности—оформления документации и других параметров, — рассказывает «МБХ медиа» Андрей Коновал, — они утверждаются приказом главного врача. Нередко правила таковы, что администрация может ими манипулировать при распределении выплат. Одному увеличить, второму уменьшить. Кроме того, этот фонд плавающих выплат каждый месяц может быть разный. Если в долгах учреждение, то может вообще не выплатить работникам стимулирующие. Медработник не может быть уверен в величине зарплаты, совпадает ли она с той, которую ему обещали или платили в прошлом месяце. Даже если ты будешь хорошо работать, если у учреждения нет денег на распределение выплат, значит, ты ничего не получишь».

Лазейки системы

За последнее десятилетие было испробовано много способов начисления зарплат медработникам. И при этом часто региональные власти находили способ сэкономить на зарплатах.

Деньги
Деньги. Фото: Creative Commons

Например, во многих регионах существует районные и северные коэффициенты, которые, по идее, должны повышать зарплату — но, чтобы платить меньше, часто в этих регионах оклад устанавливался в полтора-два раза ниже, чем в европейской России. «Например, в Якутии в 2016 году, — потом они это исправили, — оклад медсестры составлял 3005 рублей. Когда оклад медсестры в европейской части России составлял где-то семь тысяч примерно. И для медсестры в Якутии, после умножения на коэффициент как раз и получались те же семь тысяч: три тысячи оклада и четыре тысячи прибавки. То есть никакой повышенной зарплаты за северный регион в результате не было. А зачем тогда правительство вводило эти надбавки за особые географические условия? То есть вот такое регулирование — оно не работало, был полный произвол на местном уровне».

Другой эксперимент по рекомендациям российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вместе с минздравом, заключался в том, чтобы долю должностного оклада в структуре зарплаты довести хотя бы до 50-60 процентов. Идея, говорит Коновал, хорошая, но исполнение вышло кривое. Многие регионы увеличивали оклад, уменьшая стимулирующие и компенсационные выплаты. «Под нож попали как раз те стимулирующие выплаты, которые носили твердый характер, например, надбавка за стаж. За три года 15%, за 5 лет — 30% к окладу и за 7 лет — 50%. Это вполне работающая стимулирующая выплата, ради нее специалисты годами работают в одном учреждении, нет текучки кадров. И ее стали сокращать или вообще отменять», — говорит Коновал.

Низкие зарплаты определяются нехваткой финансов в регионе. Например, по федеральным нормам нельзя платить меньше, чем плюс 20% за ночной характер работы. «Всегда у медиков за ночные смены была надбавка 50-100%, а в последние годы, и работодатель, и чиновники доводили иногда и до 20%, самой низкой планки». 

Сколько должен получать медработник

Сопредседатель профсоюза работников здравоохранения Андрей Коновал говорит, что несмотря на многократные попытки Минтруда отрегулировать зарплаты медиков и придумать все новые системы начисления, основная проблема — это недофинансированность системы здравоохранения. Последние полтора года, говорит он, надбавки за ковид показали, какие должны быть нормальные зарплаты.

Врачи в операционной
Врачи в операционной. Фото: Софья Сандурская / Агенство «Москва»

В октябре на съезде профсоюза «Действие» собрались медработники из 47 регионов и—обсуждали: какая должна быть зарплата, и какой размер в ней должен быть гарантированным? Сошлись на том, вспоминает Андрей Коновал, что у врача оклад должен составлять 150% от среднего трудового дохода — причем среднего не по региону, а по стране. По данным Росстата в 2020 году средний душевой доход был 41 тысяча. Значит, оклад медработника должен быть около 60 тысяч, а сверху могут идти не гарантированные надбавки.

«Мы исходим из того, что должна быть единая система окладов по всей стране. Почему врач, который находится в условиях менее престижного региона, в более сложных условиях, где нет инфраструктуры, должен получать меньше в два-три, а то и в четыре раза, чем в Москве? Он ту же работу исполняет!».

Сейчас в постановлении Минтруда предлагается назначить расчетную величину, которая будет общая для всех, и уже она будет умножаться на должностной коэффициент и на региональный коэффициент. Медики из профсоюза считают, что эта самая единая расчетная величина должна быть настолько большой, чтобы ее сумма уже обеспечивала достойный уровень зарплаты. 

Водитель «Скорой» не должен получать меньше таксиста

Профсоюз «Действие» направил в Минтруд замечания к пилотному проекту. Там, в том числе, есть указание на то, что нынешний проект новой оплаты труда посвящен только тем специалистам, которые имеют статус медработников. А многие значимые сотрудники поликлиник и больниц его не имеют, а значит, не получают положенные медикам выплаты. Ни стимулирующие, ни компенсационные, ни, например, надбавки за работу с коронавирусными больными.

Водитель скорой
Водитель скорой. Фото: medrabotnik.org

Так, например, если в 2013 году санитарок в стране числилось 700 тысяч, то сейчас их осталось 300 тысяч, остальные переведены в уборщицы. Профсоюз считает: надо восстанавливать уборщиц в правах санитарок и младших медсестер.

По мнению профсоюза, новую систему оплаты труда нужно распространить на логопедов, медицинских психологов, которые трудятся в больницах и поликлиниках, и ряд других работников медучреждений. А также, замечает Коновал, до сих пор обесценивается работа водителей скорой помощи.—«Применительно к уровню важности этой профессии там позорно низкие зарплаты. Вот я на днях ехал в такси, спросил таксиста, у него заработок 40 тысяч, а у водителя скорой — 20-25 тысяч».

Пилотный проект начисления зарплат начнется в ноябре в нескольких регионах, его результаты Минтруд обобщит к июлю 2022 года. Примерно в это же время, правительство представит итоговое постановление о новой системе оплаты труда для всего здравоохранения и сообщит источник ее финансирования.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.