Дом номер семь на улице Цандера расположен между ВДНХ и телецентром Останкино. Во дворе дома — большой сквер, спортивная площадка и несколько лавочек. На яблонях и березах уже больше месяца висят примотанные скотчем объявления «Деревья охраняются жителями от незаконной вырубки», «Нет экологическому вредительству» и «Говорите — вас услышат!» с изображением Путина. На некоторых деревьях краской написано «ошиповано». С балконов и окон дома номер семь и нескольких соседних на сквер смотрят красные и зеленые баннеры «Нет стройке!». В окнах первых и вторых этажей можно увидеть листки A4 со словами «Двор-детям!».
Седьмого марта около 400 местных жителей собрались во дворе, чтобы обсудить борьбу с застройкой зеленой зоны, вместо которой хотят построить 22-этажное здание. «Дом-монстр», как его уже окрестили, не только уничтожит сквер, но и закроет солнечный свет жителям соседних девятиэтажек, исчезнет спортплощадка, не говоря о том, что вся инфраструктура района не приспособлена к появлению сотен новых жителей.
Баталии за сквер
Пришли на митинг почти все жители микрорайона, хотя понять, кто митингует, а просто прогуливается во дворе, было невозможно. Приходили и уходили люди с собаками, женщины и мужчины с детьми (вместе с флагами периодически поднимался над толпой разноцветная вертушка), забегали, отвлекаясь от футбола, подростки в спортивных костюмах. Периодически поддерживающие выступающих крики и аплодисменты раздавались из окон домов — кто-то следил за встречей, не выходя из квартиры. Пенсионеры с костылями и палочками в основном стояли в стороне от толпы и обсуждали происходящее между собой. Сцену строить в сквере не стали, выступающие залезали на зеленый пенек, держась за ветки соседнего куста. Чуть поодаль от «сцены» шел сбор подписей за резолюцию митинга и угощали всех желающих бутербродами с «докторской» колбасой и горячим чаем. Начиная митинг, депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин говорил в микрофон: «Я не хочу видеть здесь баталий!». «А придется!», — отвечал пожилой голос с дальних концов сквера.
Почти на том же месте, где сегодня идет митинг, 5 марта уже были баталии. Тогда на Цандера приехала строительная техника и попыталась возвести забор вокруг сквера. Жители домов сразу вышли на улицу, чтобы не допустить строительства. Приехали местные муниципальные депутаты, двоих задержали, не дав им выйти из машины.
В тот день жители стояли на улице весь день и всю ночь. После столкновений с полицией техника уехала, забор не поставили. С тех пор они постоянно дежурят во дворе круглыми сутками.
– Мы дежурим по двое, каждую ночь. Раньше было по одному, сейчас увеличили— рассказывает местная жительница
—Плюс, еще все смотрят в окна, мониторят, ничто мимо нас не пройдет, — добавляет мужчина.
Они говорят, что будут дежурить «столько, сколько нужно».
Стравить нас с «пятиэтажниками»
Тем временем на пенек залез Олег Цулакадзе, мужчина в кепке «Зеленый двор», проживший в районе, как он сам говорит, всю жизнь:
— Я все про этот район знаю, в Останкино, живет 62 тысячи человек, но нет ни одной детской поликлиники, ни одной детской спортивной школы. А любой клочок свободной земли занимается коммерческой застройкой. Это алчность московской власти. А сегодня пришли к нам во двор!
Дом, против которого борются жители, якобы должны отдать для заселения по программе реновации. Лариса Кузнецова, участница инициативной группы, рассказала, что придомовая территория не стоит на кадастровом учете, а «подарена» застройщикам: «5-6 марта эти застройщики стояли холеные, лощеные и даже не нашли в себе силы выйти и поговорить с нами». По словам местных жителей, власти и застройщик «пытаются стравить их с пятиэтажниками», хотя пока нет никаких официальных данных о том, кто будет жить в спорном доме. Во время «баталий» телеканал «Москва24» показал сюжет, в котором жители Останкино якобы требуют скорейшего начала строительства дома. После портал activatica писал, что никто из жителей Цандера «соседей» на опознал, а на митинги «за» стройку выходила проплаченная массовка.
—Мы не против реновации, мы не хотим, чтобы люди жили в колодезных квартирах. Поведение наших властей говорит, что им на нас наплевать. Нашего молодого префекта (прим., Андрей Беляев, префект Северо-восточного административного округа) мы видим только в газетах, где рассказывают, как он открывает храмы, а до Цандера, 7 он доехать не может, — говорит Кузнецова.
Молодые люди раздавали листовки с именем Сергея Цукасова — его КПРФ планирует выдвинуть кандидатом на выборы в Московскую городскую думу от района. Выступавшие депутаты призывали идти на выборы 8 сентября и продвигать независимых кандидатов. Под конец митинга слово взяла пожилая женщина, заявившая, что «больше молчать не может». Говорила она о том, что добиться перемен сегодня невозможно, особенно если полагаться только на депутатов:
— Нас никто не будет слушать, депутаты хотят бороться за наши права только перед выборами. Пусть отстаивают, но если не отстоят, мы им головы снесем!
Заявление приняли неуверенными аплодисментами и перешли к принятию резолюции митинга: передать подписи против стройки мэру Москвы Собянину и президенту Владимиру Путину, создать рабочую группу по проблеме. Проголосовав, жители отправились допивать горячий чай. Мужчина лет пятидесяти заводит разговор и рассказывает, что яблони и березы в сквере сажали родители тех, кто сейчас живет в домах. «Это же дом ветеранов войны, а сейчас дети этих ветеранов воюют за яблони, которые сажали их родители. Надо на 9 мая выйти на “Бессмертный полк“ с плакатом “Вам не стыдно?“», — мужчина смеется удачной идее и уверяет, что за такой плакат у нас «ничего не будет».