Адвокат «Правозащиты Открытки» Сергей Бадамшин рассказал «МБХ медиа», что фигурантами уголовного дела о массовых беспорядках (ст. 212 УК), возбужденного Следственным комитетом Москвы, могут стать не только организаторы акции 27 июля и те, кто призывал к выходу на улицы, но и те, кто на нее вышел
Дело возбудили сразу по трем частям статьи 212 УК — часть 1 (организация беспорядков), часть 2 (участие в беспорядках) и часть 3 (призывы к массовым беспорядкам).
Ответственность по этой статье наступает, если массовые беспорядки сопровождались «насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо других веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти».
Если трактовать это определение буквально, то массовых беспорядков не было ни на Болотной площади в 2012 году, ни тем более теперь. Но обвинительным приговорам по «Болотному делу» это не помешало.
«Это будет новое “Болотное дело”, инструмент давления, чтобы провести обыски у всех активных граждан, начиная от лидеров и заканчивая обычными активистами. Это универсальный инструмент, который Следственный комитет недавно потерял в связи с истечением сроков давности и обретает вновь», — отметил Сергей Бадамшин.
Основная группа риска — организаторы. Без них, по словам адвоката, дела по 212 статье УК не расследуются. Фигурантами дела рискуют стать и те, кто размещал у себя в соцсетях информацию о митинге. Целью для дальнейшей разработки может стать даже тот, кто писал в соцсетях, что пойдет на акцию, а в итоге не пришел.
«Известно дело, когда человека пытались привлечь к уголовной ответственности за то, что он написал, что пойдет на митинг, и был похож на лицо, которое разыскивали в связи с 318 статьей УК. Сергей Ахметов оставил отметку, что придет, а сам находился в это время в Санкт-Петербурге. FindFace выдал его как наиболее похожего на того, кто применил насилие в отношении полицейского», — сказал Бадамшин.
Пострадать могут и участники: «Среди них я бы выделил две группы риска: просто участники и те, кто применял насилие в отношении сотрудников полиции или Росгвардии».
При этом, по мнению Бадамшина, Следственный комитет и Центр по противодействию экстремизму, скорее всего, будут действовать так же, как и во время «Болотного дела».
Тем, кто оказался в группе риска, стоит задуматься об адвокате. Если его нет, стоит обратиться в правозащитные организации.
Болотное дело было возбуждено в 2012 году после акции 6 мая на Болотной площади в Москве. Фигурантами тогда стали 30 человек, которых задерживали в течение нескольких лет, реальные тюремные сроки получили девять человек. Основными доказательствами вины были фото и видео с митинга, свидетелями были сотрудники полиции. В 2018 году у дела истекли сроки давности. Только тогда его закрыли.