Профсоюз журналистов 23 января, в день акции в поддержку Навального, зафиксировал рекордное за последние годы количество нарушений прав журналистов. Как минимум 49 человек были задержаны, а шесть пострадали от действий силовиков. Но давление на представителей СМИ после митинга не закончилось. «МБХ медиа» рассказывает о том, как правоохранители продолжают препятствовать журналистской деятельности в преддверии новой акции.
«Четверо в форме и опер за ним»
Сегодня неподалеку от своего дома был задержан главный редактор издания «Медиазона» Сергей Смирнов. Ему вменяют статью 20.2 КоАП (повторное нарушение правил митинга), по которой предусмотрено наказание в виде ареста до 30 суток. Журналиста отвезли в ОВД «Тверское» и оставили на ночь до суда. При этом коллеги Смирнова свидетельствуют, что в акции протеста 23 января он не участвовал и находился в этот день дома.
«Договорились со Смирновым погулять в субботу, он с сыном Андреем вышел из дома и сразу говорит, что у подъезда стоит тип оперского вида, прикидывается, что говорит по телефону. Ну, может совпадение, идем в парк, заворачиваем за угол — бегут четверо в форме и опер за ним», — так описал задержание корреспондент «Медиазоны» Егор Сковорода. При этом само задержание сотрудники полиции провели прямо при ребенке, дожидаться его матери они не стали, следует из твита Сковороды. За три дня до задержания в квартире, где проживает мать Сергея Смирнова, прошли четырехчасовые обыски.
Позже вечером 30 января возле здания главного управления МВД по Москве был задержан журналист Кирилл Петров, который вышел на пикет в поддержку Смирнова.
Освободить Смирнова и прекратить давление на него потребовали «МБХ медиа», «Новая газета» и ряд других СМИ. Высказался и Профсоюз журналистов: «Профсоюз требует немедленно освободить коллегу Смирнова и принести ему извинения. Требуем также прекратить давление на независимые СМИ и журналистов», — заявили в организации. В 21.30 субботы 30 января Смирнов был отпущен из ОВД под обязательство о явке на суд.
Работа на опережение
О задержании главного редактора «Медиазоны» Сергея Смирнова. Заявление редакции «МБХ медиа»
Редакция «МБХ медиа» считает недопустимым задержание главного...
На днях сразу несколько журналистов сообщили о том, что к ним домой по месту прописки приходили сотрудники правоохранительных органов с официальным предостережением о недопустимости «продолжения антиобщественного поведения» и участия в несогласованной акции. 27 января о визите участкового рассказала журналист «Эха Москвы» Татьяна Фельгенгауэр; ее мать не открыла дверь полицейскому. 30 января сотрудник полиции пришел к корреспонденту и ведущему «Дождя» Владимиру Роменскому; точнее, он явился в квартиру бабушки и дедушки, где прописан журналист. Сотрудник МВД осведомился о месте фактического проживания Роменского, упомянул о акции, призвал быть осторожнее, а затем отдал на подпись предостережение. Его подписал дед Владимира, передает телеканал «Дождь».
Об аналогичных или похожих визитах также сообщили журналист «Коммерсанта» Александр Черных, два сотрудника The Insider, включая главного редактора Романа Доброхотова, бывший сотрудник «Проекта» Даниил Сотников, бывший главный редактор «Таких дел» Анастасия Лотарева, главный редактор «Телеканала Дождь» Тихон Дзядко, журналист «Эха Москвы» Александр Плющев, журналистка Евгения Альбац и Светлана Прокопьева из «Радио Свобода».
Полицейские приходят домой не только в Москве и не только к журналистам из крупных СМИ. Так, например, в Тюмени участковый предупредил «о недопустимости проведения несанкционированной акции» журналиста Максима Карпикова «Наш город». Вручить письменное предостережение также пытались тюменскому корреспонденту Znak.com Мстиславу Письменкову, а также журналистке Марии Токмаковой из 72.ru.
29 января в Курске по делу об организации несогласованной акции был задержан внештатный корреспондент «7х7» Иван Звягин. Причиной для его задержания стал пост в интернете, в котором он якобы призывал людей выходить на акции. Сам молодой человек с обвинением не согласен. Ранее журналист сообщал своему коллеге, что после работы по освещению митинга 23 января его разыскивали сотрудники центра по борьбе с экстремизмом.
Рекорды по задержаниям
Как отмечает Профсоюз журналистов, задержания журналистов 23 января прошли в 20 городах. Лидером по количеству нарушений профессиональных прав представителей СМИ стал Санкт-Петербург, где во время освещения акций протеста от действий силовиков пострадали 19 журналистов. Пресс-карта, редакционные задания, специальные нарукавники, жилеты с надписью «press» не гарантировали неприкосновенность. В Санкт-Петербурге пострадали журналисты: Давид Френкель из «Медиазоны», Михаил Шептун из RTVI, Марина Царева и Олег Дилимбетов из «Коммерсанта», Анастасия Красильникова из «Русской планеты», Александра Сивцова из «Медузы», Арсений Вестнин с «Эха Москвы», Эдуард Бурмистров с «Дождя», Вера Рябицкая из The Insider. В Москве — Лиза Кирпанова и Виктория Одиссонова из «Новой газеты», Кристина Сафронова из «Медузы», Алексей Коростелев из «Дождя», Роман Анин из «Важных историй», Екатерина Гробман из VTimes.
Всего в профсоюзе зафиксировали 58 нарушений прав журналистов: 49 задержаний, шесть случаев применения насилия и три случая неправомерных задержаний для проверки документов.
В регионах задержания представителей СМИ на митингах не носили такого массового характера, как в столицах. В Махачкале в ОВД доставили журналиста Инну Хатукаеву из «Черновика» и Мурада Мурадова из «Кавказского узла». В Уфе были задержаны журналисты местной редакции «Эха Москвы» Айдар Ахмадеев и Валиев Руслан, в Новосибирске — журналист ИА «Главные события» Евгений Бондаревский. С полным списком можно ознакомиться на официальном сайте профсоюза журналистов.